- Виды фарфора
- Отличительные характеристики
- Твердый фарфор
- Фарфор мягкий
- Что лучше выбрать?
- Костяной фарфор
- Общие черты
- История
- Улучшенная формула от Джозайи Споуда
- Императорский фарфоровый завод
- Nikko
- Общепринятые правила ухода
- Сравнение плюсов и минусов в таблице
- В чем между ними отличие?
- Уникальная посуда — фарфор черчилль
- В чем отличие китайского костяного фарфора от обычного
- Как отличить от других видов
- Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)
- Исторические перипетии
Виды фарфора
Фарфор — одно из самых элегантных материалов, используемых для изготовления посуды. Это разновидность белой керамики, основным ингредиентом которой является каолиновая глина. Своим отличительным названием Клэй обязан своему первоначальному горному месту, которое называлось Холм Гаолинг. Этот особый вид глины смешан с полевым шпатом и кварцем. Когда изделиям придана правильная форма, их обжигают при правильной температуре (920 ° C-980 ° C для неглазурованных продуктов и 1280 ° C-1460 ° C для эмалированных продуктов). Полученный таким образом уникальный материал является хрупким, пропускающим и в то же время устойчивым к разного рода механическим повреждениям и высоким температурам. Фарфор — благородный материал, имеющий свои виды, отличающиеся друг от друга разными отличительными характеристиками.
Отличительные характеристики
- Состав. Все свойства и характеристики продукта зависят от компонентов, добавляемых в состав материала. Во-первых, два типа фарфора имеют разное содержание каолина. Во-вторых, в состав костного материала добавляется характерная зола, полученная из костей крупного рогатого скота. Благодаря этому фарфор имеет много отличий от стандартного твердого фарфора.
- Цвет. Костный материал из-за содержания муки имеет нежный белый цвет, характерный для этого фарфора (одно из главных отличий). Другие типы доступны в другой цветовой палитре. Нежный белый тон придает сервизу легкость и воздушность, в отличие от других видов фарфора, которые могут загромождать обстановку.
- Толщина. Изделия с лучшими элементами изготавливаются из костяного фарфора. При этом сохраняется высокая прочность. Сочетание миниатюрных размеров и прочности невозможно с другими видами фарфора.
- Прозрачность. При сравнении одинаковых предметов из кости и твердого материала у второго типа более прозрачные стенки. Вы можете отличить это изделие, прикрепив к его стене источник света. Объект начинает светиться.
- Власть. Сам по себе фарфор прочен и долговечен. Изготовленные из него изделия служат годами без ухудшения качества и внешнего вида. Однако твердый фарфор прочнее материала костной золы, если другие характеристики такие же.
- Масса. Если в составе есть обожженная кость («Bone» — кость), продукт имеет небольшой вес. Крупные предметы также весят меньше, чем солидные аналоги.
- Эффект яичной скорлупы. Мелкие частицы вареной костной золы заполняют все промежутки между остальными компонентами. Благодаря этому готовая одежда имеет однородный цвет, без трещин и эффекта раковины. Однако такие внешние недостатки придают некоторым деталям интересный дизайн и неповторимость.
- Звук. Еще один способ отличить материал с добавлением золы — слегка постучать по нему. Если в составе есть костная зола, продукт издает легкий приятный на ощупь гул.
Твердый фарфор
Вышеупомянутый тип фарфора обжигается при 1350 ° C-1460 ° C из ингредиентов в следующих пропорциях: 40% -60% каолина, 20% -30% кварца и 20% -30% полевого шпата. Благодаря этим характеристикам фарфор чрезвычайно тонкий, нежный и устойчивый к высоким температурам. Стоит знать, что из этого материала изготавливается большая часть фарфоровых изделий, производимых в Европе.
Фарфор мягкий
Мягкий фарфор обжигается при более низких температурах, чем предыдущий вид. Приготовление происходит при температуре 1280 ° C-1320 ° C, что позволяет добавлять различные украшения. Подавляющее большинство красок, используемых для декорирования керамогранита, выдерживают указанный выше температурный диапазон. Мягкий фарфор также имеет разные пропорции ингредиентов: 25-40% каолина, 30-35% кварца и 25-40% полевого шпата. Горшки этого типа отличаются небольшой толщиной, благодаря чему для света кажутся почти прозрачными.
Что лучше выбрать?
Стеклянные, терракотовые, керамические тарелки нельзя сравнивать с благородным фарфором. Во всем мире он считается самым элитарным и является символом достатка, неподвластного времени и модным тенденциям. Однако не всем по карману дорогой набор, особенно предметы коллекционирования.
Поэтому выбирайте подходящие изделия из фарфора исходя из своих финансовых возможностей и своего предназначения:
- В качестве подарка вы можете выбрать любой набор, но костяной набор от известных брендов имеет более высокую стоимость.
- Для повседневного использования лучше покупать твердые фарфоровые тарелки в недорогом варианте. Недорогие фарфоровые тарелки и чашки также считаются во много раз престижнее тяжелой тусклой фаянсовой посуды.
- Во время праздничных мероприятий престижнее использовать роскошный цельный фарфор, а для чаепития — настоящий английский фарфоровый сервиз.
Костяной фарфор
Характерным видом фарфора является костяной фарфор, в который во время обработки добавляется зола костей животных для получения прочной структуры. Благодаря этому добавлению можно приготовить еще более изысканные блюда, поражающие своей безупречной белизной. Костяной фарфор также очень устойчив к механическим повреждениям, что еще больше снижает риск сколов.
Общие черты
Твердый фарфор и костяной фарфор — прочный и качественный материал для изготовления посуды, предметов декора и других предметов.
Основные компоненты такие же:
- Каолин.
- Полевой шпат.
- Кварц.
Изделия из фарфора отличаются высокой прочностью и долговечностью. Предметы сохраняют свой внешний вид и свойства годами.
Для создания необходимой формы используются различные технологии и инструменты:
- Керамическое колесо (механическое действие руки).
- Отпечаток руки (открытые и разделенные гипсовые формы).
- Вращающаяся гипсовая форма (шаблон или валик).
- Круговая формовка.
- Отливка в гипсовой форме.
- Комбинация нескольких методов (для сложных нестандартных форм).
Для отделки фарфоровых элементов используются 2 метода отделки. Зеркальный перенос подходит для плоских деталей. Округлые предметы декорируются ручной или механизированной (частично) внутренней упаковкой (по форме равномерно распределяется глина.).
История
В середине 18 века сразу две английские фирмы, производящие изделия из полуфарфора, или, как его еще называли, мягкого теста, материала, не содержащего каолин, пытались самостоятельно разгадать рецепт мейсенских и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционируя свою продукцию как предметы роскоши и борясь за клиентов. Один находился в районе Стратфорд-ле-Боу (район Тауэр-Хамлетс), а другой — в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась гораздо чаще и быстрее, чем твердый фарфор. Неудивительно, что производители искали способы повысить прочность материала. В 1748 году художник и гравер Томас Фрай, совладелец гончарной фабрики в Боу, впервые попытался добавить обожженные кости животных в мягкую пасту.
Завод располагался недалеко от рынка крупного рогатого скота и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов было более чем достаточно. Фрай пришел к выводу, что мягкое тесто, содержащее около 45% костной золы, после приготовления оказывается намного крепче, белее и прозрачнее. Свое изобретение он назвал «прекрасным фарфором», то есть превосходным фарфором. Горшки производились прессованием, а не литьем, как на конкурирующей фабрике в Челси. Из нового сорта мягкого теста было трудно вырезать вручную из-за хрупкости и хрупкости сырья.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костным протофарфором. Изделия фабрики Bow были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались в процессе приготовления в зависимости от перепадов температур. Все изменилось после того, как другой англичанин — Джозайя Спод в 1796 году представил свою версию «тонкого фарфора», уже основанную на каолине. Кроме того, он немного изменил технологию обработки костей животных, упростив и улучшив процесс обжига.
Спод, в отличие от Фрая, был профессиональным гончаром с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700 году он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфора, Джозайей Веджвудом. В 1770 году Спод арендовал фабрику в Сток-он-Трент, Стаффордшир, для производства белой глины и посуды из кремнеземистой глины. С 1788 по 1793 год здесь проводились эксперименты по уточнению формулы костяного фарфора.
Рецепт Спода:
- 6 частей ясеня;
- 4 керамогранита;
- 3,5 части каолина.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями до сих пор используются на большинстве специализированных фабрик. А компания Spode, носящая его имя, до сих пор входит в десятку самых престижных производителей.
Популярность уникальной тонкостенной керамики во многом обусловлена продолжателем семейной традиции: Джозией Спод II. Обладая развитой коммерческой жилкой, она не только продолжила дело отца, но и поставила перед собой цель — сделать костяной фарфор национальным достоянием. Спод-сон также начал добавлять полевой шпат в массу потока, который играет роль флюса. Благодаря этому компоненту готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевую поверхность.
Передовые технологии снизили стоимость производства костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. После интереса к новому типу тонкостенной керамики большинство британских компаний последовали примеру семейства Spode. Сток-он-Трент стал производственным центром, где сегодня расположены самые известные профильные фабрики. До середины ХХ века производство «костяного фарфора» было государственной монополией, поэтому его называли «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на заводе Ломоносова в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «костяного фарфора», не уступающей английской. Инициатором разработки выступил директор предприятия — Соколов Александр Сергеевич. Он отличился своей склонностью к инновациям и внес значительный вклад в техническую и художественную модернизацию LFZ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории затупили создание опытных образцов. В первую очередь необходимо было правильно подобрать пропорцию золы, чтобы, с одной стороны, она уменьшала содержание оксидов железа, отбеливающих массу фарфора, а с другой — не влияла на ее прозрачность. Второй «загвоздкой» стал температурный режим, при котором готовились продукты. Перед разработчиками стояла задача довести стенки плит до толщины 1 мм, не потеряв при этом их прочности и способности выдерживать механические нагрузки.
До сих пор точный рецепт фарфоровой массы и способ приготовления держались строго конфиденциально. Известно только, что для сырых продуктов требуется более высокая температура — в пределах 1280 °, а для эмалированных снижается до 1180 ° С. Спустя 2 года отечественным мастерам действительно удалось превзойти своих английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенных, но при этом невероятно прочных, прозрачных и «звенящих» пластин. Чтобы глазурь не придавала толщины спеченному фрагменту, ее начали наносить не традиционным методом окунанием, а с помощью пульверизатора.
И это далеко не единственное нововведение от LFZ. Специально для нового производства фарфора была спроектирована двухканальная электропечь, которая отличалась компактными размерами и высокой производительностью — до 850 тыс. Шт. В год. Кроме того, появились литейные машины, позволяющие равномерно заполнять формы шликера и, как только полуфабрикаты приобретали необходимую толщину, удаляли излишки. Автоматический метод позволял производить более 2000 изделий в смену, в то время как работники физического труда не могли производить более 600 изделий.
Что такое костяной фарфор LFZ, другие страны узнали во время «Московской Олимпиады-80». Сувенирные сервизы и чайные пары невероятной белизны и прозрачности пользовались большим спросом и принесли ленинградскому заводу мировую известность. Его изделия — полные света, почти невесомые — прежде всего напоминали классическую «яичную скорлупу» китайского фарфора, которую многие европейские производители безуспешно пытались скопировать.
Nikko
Примерно в то же время, что и LFZ, в 1978 году японская компания Nikko начала производство изделий из костяного фарфора. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего и воздушного фарфора, то восточные гончары с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. В сырье стали добавлять 50% золы от костей крупного рогатого скота при стандартных 30 — 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает крепость блюд, но затрудняет процесс плавления и последующую обработку перед первым приготовлением. Решить эту проблему японскому производителю помог ранее недостижимый высокий уровень автоматизации.
Изделия Nikko не только красивы, полупрозрачны и имеют редкий оттенок слоновой кости, но и невероятно устойчивы к внешним воздействиям. Тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанном и гостиничном бизнесе, говорит о многом. Японская компания, казалось, посмеивалась над всеми требованиями по уходу за нежным фарфором. Ее изделия с пометкой «Костяной фарфор» можно использовать в микроволновых печах, автоматически стирать и складывать друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Классический костяной фарфор, несмотря на свою прочность, требует особого внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя свой неповторимый вид и свойства. Основные рекомендации:
- Лучше всего мыть посуду вручную теплой, но не горячей водой. Избегайте использования бытовой химии, жестких губок и даже более абразивных чистящих средств. Труднодоступные места обрабатывают зубной щеткой с мягкой щетиной.
- Перед тем как налить в чашки кипяток, их нужно несколько раз ополоснуть горячей водой, постепенно повышая их температуру.
- Большинство производителей запрещают использовать свою продукцию для микроволновых печей.
- лучше всего хранить посуду с надписью «Костяной фарфор» за стеклом, вдали от источников тепла.
- Нежелательно класть предметы на «горку» и если другого выхода нет, необходимо застелить их бумагой.
Сравнение плюсов и минусов в таблице
Костяной фарфор и твердый фарфор часто сравнивают, пытаясь определить, что выглядит лучше всего. Однако мнения по этому поводу расходятся.
Любители твердого фарфора подчеркнут идеальную белизну. Но любители брата костей называют белоснежный цвет смертоносным и отмечают прозрачность, тонкость и легкость пластин костей.
Предлагаем сравнить их характеристики, плюсы и минусы в таблице:
Твердый фарфор | Костяной фарфор | |
Состав | До 66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата | 30-50% костной золы, каолин, полевой шпат, кварц |
Температура приготовления | 1400 ° С -1460 ° С | 1100 ° С-1500 ° С |
Цвет | Белоснежный, голубоватый, серый оттенок | Белое молоко |
Родная страна | Китай | Англия |
Лучшие производители | Мейсен, Зельтманн Вайден, Императорский фарфор (Россия), Рудольф Кампф, Херенд, Бернардо | Spode, Noritake, Wedgwood, Royal Doulton, Vera Wang, Villeroy & Boch, Императорский фарфор (Россия) |
Прозрачность | + | ++ |
Власть | + | ++ |
Хрупкость | + | ++ |
Легкость (вес) | — | + |
Тонкие стены | — | + |
Практичность | + | — |
Средняя стоимость (за услугу) | 300-5000 долларов | 700-16000 долларов |
В чем между ними отличие?
Несмотря на то, что материалы относятся к одной группе, разница между ними огромная.
- Как правило, стенки из костяного фарфора тонкие. Они могут быть во много раз тоньше стен из обычного твердого фарфора.
- При таком же размере костные сосуды светлее.
- Если вы посмотрите сквозь тонкие стены из костяного фарфора на свет, вы увидите очертания предметов. В отличие от костяного фарфора, твердый фарфор не может похвастаться такой прозрачностью и больше похож на яичную скорлупу.
Уникальная посуда — фарфор черчилль
Оригинальным и привлекательным видом фарфора является сорт Черчилля, который с годами завоевывает все больше и больше поклонников. Современный вариант этого блюда радует органичными формами, интересными цветовыми сочетаниями и характерным декором. Фарфор Черчилль прекрасно дополнит интерьер столовой в любом стиле. Такие блюда привнесут в комнату свежесть и оригинальность, что непременно оценят все гости и члены семьи.
Читайте также: Фарфор из ГДР: какая немецкая посуда ценится больше всего
В чем отличие китайского костяного фарфора от обычного
Отличительной чертой китайского костяного фарфора является его элегантность и тонкость, а также приятный молочно-белый или кремово-белый оттенок с легкой прозрачностью. Благодаря возможности получения тонкостенных отливок можно создавать самые разные блюда и элементы декора, отличающиеся отсутствием силы тяжести.
Отличительная черта китайского костяного фарфора — изящество и тонкость.
Традиционно китайские чайные чашки отличались легкостью и невесомостью — в этом, как и в оригинальной технике росписи, была их ценность. Используя китайский фарфор для посуды, даже для чашки, а точнее, как принято называть английский фарфор, вы получаете дорогие изделия с высокой эстетикой.
Как отличить от других видов
Предметы костяного фарфора должны быть очень легкими, почти незаметными в руке. Даже если вы не поднесете их к источнику света, контуры пальцев будут видны сквозь более тонкие стенки. Цвет обычно молочно-белый, реже кремовый.
«Бисквитный» край на дне тарелок должен идеально соответствовать оттенку глазури. Визуально отличить его сложно, только наощупь. Обычно производители стараются покрыть рисунком минимум поверхности, оставляя возможность полюбоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палкой резонансный, высокий, стойкий, с ярко выраженными металлическими нотками. Также стоит обратить внимание на слой эмали — он будет однородным, ровным, блестящим, без каких-либо дефектов.
Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)
Твердый фарфор (настоящий или натуральный) всегда был эталоном и образцом совершенства для производителей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми начали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в твердом фарфоре могут быть разными. Считается, что чем больше каолина в фарфоре, тем он прочнее. Твердый фарфор обычно бывает достаточно тяжелым, матовым, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде из-за мелких ямок напоминает яичную скорлупу.
Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, поскольку для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 ° С), при этом изделие обжигается многократно. Твердый фарфор прочен, но легко ломается. Без специальной обработки он имеет голубой или серый оттенок. Однако материалы, из которых изготовлен этот фарфор, недороги, а твердый фарфор уступает по качеству костяному фарфору. В результате твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.
Исторические перипетии
Родиной костяного фарфора, как ни странно, является не Китай, а Англия. Англичанин Томас Фрай, живший в 18 веке, ради интереса, смешав столярный клей с костяной золой, обнаружил, насколько прочной и белоснежной является засохшая масса. Позже он решил добавить этот секретный ингредиент в «тесто» для будущих фарфоровых изделий.
Однако Томас Фрай не считался родоначальником фарфора на кости. Его технологию усовершенствовал и усовершенствовал другой англичанин, мастер гончарного дела Джозайя Спод. Именно он разработал рецепт фарфора с гарантированной белизной, прочностью и утонченностью готового продукта.
Он также разработал особую технику покрытия тончайшей глазурью, которая не может испортить и затмить красоту костяного фарфора. Кроме того, фарфоровые изделия Spode поражали и восхищали своим оригинальным дизайном: особая цветовая гамма и орнаментальные мотивы стали визитной карточкой фарфора Spode. Кстати, его сын Джозия Спод II продолжил семейный бизнес, но добавил больше красок в дизайн и художественные разработки своего отца.