Палехская лаковая миниатюра: картинки росписи

Быт и уют

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу 17 века, как вотчина князей Бутурлиных, родственников Ивана Грозного. Уже тогда о нем говорили как о большом поселении. А устные рассказы о его происхождении восходят к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Затем из развалин Владимира и Суздаля люди бежали в глубокие рощи, вдали от татаро-монгольского плена. Среди них были монахи-иконописцы, которые принесли с собой небольшие изображения — пасхальные яйца. Именно от этих иконописцев родилась знаменитая палехская живопись.

Это место было малоизвестным. Уединение, густые леса и болота, удаленность от торговых путей способствовали сохранению древних традиций мастерства, только ручного производства и блестящей оригинальности изделий.

Изначально иконопись выполнялась только в монастырях, но с 13 века стали появляться первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных иконописцев прославляли Палех своей живописью по всей России и за рубежом. Они даже пытались жениться и выходить замуж за своих художников, чтобы не передавать секреты мастерства посторонним.

Рассказывают, как великий Гете, познав мастерство палехских художников, очень хотел увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужчинами в заснеженных деревенских избах России. Его мечта сбылась, ему прислали в подарок иконы, не уступающие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После прихода к власти Советского Союза все изменилось. Их посадили за то, что писали иконы, и их могли расстрелять. Почти все мужское население лишилось доходов. Многие разбросаны по городам в поисках работы. Одним из таких художников был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве и вскоре создал свою первую вещицу — картонную коробку, расписанную в миниатюре.

Картонная коробка

Работа была высоко оценена, и сразу после возвращения домой была собрана артель художников, бывших иконописцев. Им очень помог Максим Горький, когда-то подработавший в мастерской Палеха. Ремесленники оказались «между двух огней». Их бывшие художники считали их отступниками, и новое правительство не могло забыть их религиозное прошлое. А вот палехские изделия — шкатулки, табакерки, тарелки — приносили столь необходимую молодому государству валюту, что позволяли жить и рисовать.

Искусство процветало в 1960-1980-х годах. Так было выпущено огромное количество продукции с буквой Палеха: открытки, марки, различные сувениры, расписные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас Палехская живопись представлена ​​широчайшим выбором: от дорогих экспонатов до сувениров, декоративных панно, шкатулок и различных шкафов. Все изделия выполнены в единственном экземпляре или в небольшой коллекции.

Рождественские украшения, расписанные вручную художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями — недавнее явление на арт-рынке. Но они уже заняли место в сердцах ценителей искусства и коллекционеров. Посуда с буквой Палех — замечательный подарок на любую памятную дату.

История возникновения промысла

Палехская роспись, лаковые миниатюры, получили широкую известность во всем мире. Однако изначально это искусство было искусством древнерусской иконописи. Он возник в небольшой деревне. Палех, близ города Шуя. Поселок в 1980–1990 годах был небольшим и состоял из 1 улицы. Местные жители до начала революции были в основном иконописцами.

Слава местных ремесленников привлекала и других жителей региона, поэтому во время главных религиозных праздников здесь проводились богатые ярмарки. Здесь были написаны самые известные православные иконы — «акафисты», которые в настоящее время хранятся в Государственном музее Палехского искусства.

Палехская роспись. Картины, что это, история, фото
Палехская роспись

В 90-е годы в этом селе было большое количество иконописных мастерских. Многие художники получили хороший доход от этого ремесла, а некоторые люди относились к живописи как к искусству, передавая каждую деталь миниатюре.

Самой известной картиной Палеха была строчная буква. Этот тип картин на церковные темы содержал 30 фигур святых и печати двенадцати праздников. Например, «Воскресение Христово» было написано в центре картины, а по краям нанесено 360 Богородиц.

Этот вид палехской росписи еще назывался Минеей. Традиции мелкого письма передавались из поколения в поколение, и после революции они смогли адаптировать мастерство к новым потребностям.

Если посмотреть на работы палехских иконописцев, то можно увидеть явную отсылку к древнерусским особенностям живописи. Он нашел слияние двух стилей: Строгановского и Новгородского. Их приемы и художественные приемы хорошо видны в произведениях.

В XVII веке Палех разработал свой стиль, получивший особое выражение в XVIII веке. Лучшие произведения того времени демонстрируют истинное мастерство палехских иконописцев.

Читайте также: Посуда из опалового стекла: можно ли греть в микроволновке

Палехская роспись. Картины, что это, история, фото

Например, если вы посмотрите на икону «Всех скорбящих Радость», написанную в конце XVII века, то увидите в ней значительное усложнение картины, ее детали. Светлый тон лиц и красиво декорированные платья объединяет общий тон.

Последующие работы конца 17 века уже характеризуют преобладающий палехский стиль сложной конструкцией клейм, красновато-золотистым цветом и многогранностью. Примером тому были акатисты Спаса и Богородицы, а также акатисты святителя Николая Чудотворца».

В конце XVIII века в Палехе развивается новый вид палехской живописи — фряжский. Он отличается от обычного иконописного ремесла. Изначально этот вид искусства зародился в Москве, а затем распространился за ее пределы. Этот стиль оказал огромное влияние на живопись Палеха, разделив ее на 2 направления:

Палех фряжский буквенный шрифт Описание
Первый Иконы написаны на золотом фоне. Коронки и края были покрыты одним цветом. Затем все это было подвергнуто долблению, которое затем смешалось с пигментами под глазурью. Подготовительное письмо на больших иконах написано масляными красками, а украшение выполнено яйцами. Все детали пейзажа прорисованы максимально приближенными к реальности. Работы отличались нежной палитрой белесых оттенков и отблесками золота.
В соответствии с Иконы написаны на синем фоне, близком к цвету неба. Пейзажи были похожи на живые, с золотыми тиснеными краями и коронами. Когда в деревне. Палех перешел в направление академической живописи (конец 19 века), поэтому местные мастера стали ему подражать. Иконография выполнена путем копирования иллюстраций Пискатора, Шнора, Нефа, Сорокина, Бруги, Шокирева. Стоит отметить, что мастера качественно переняли этот стиль и исполнили их под названием фряжская роспись. В этот же период начала внедряться технология художественной росписи масляными красками.

Палехская роспись, иконографические росписи остаются плоскими и декоративными. Человеческие формы имеют удлиненную форму, а одежда на них сшита в соответствии с древними традициями художественного мастерства. Однако изображенные птицы, деревья и животные уже близки к природе. Буква кафедры по своим характеристикам близка к Строгановской.

Однако, создав свой особый стиль, мастера Палеха продолжают работать в тех же направлениях — Строгановское и Новгородское. Они сохранили свою форму иконописи и даже не утратили своих художественных качеств в XIX — XX веках.

Палехская живопись, картины и орнамент в советское время назывались кулацкой росписью. Это ремесло просуществовало до 21 века из-за заинтересованности властей в экспорте товаров с такими украшениями.

В то время русская нефть и другие полезные ископаемые не пользовались спросом за рубежом, поэтому предметы народного творчества экспортировались в больших количествах. Поэтому власти не могли запретить то, что приносило хорошую экономическую прибыль.

Однако советское правительство постоянно пыталось искоренить первоначальный замысел такого искусства. Под разными предлогами мастеров просили убрать религиозный подтекст изображений и заменить их земными образами.

Палехская роспись. Картины, что это, история, фото

В дальнейшем были созданы народные школы палехской росписи. В настоящее время количество выпускников Палехской школы народного творчества превышает 600 человек. Это означает, что каждый шестой житель этого села теоретически является художником.

Как художники «обманули» советскую власть

Уютный и крошечный, этот город завораживает с первого взгляда. Ряды домиков с изящными резными фасадами, образцовые узкие, но чистые улочки, Крестовоздвиженская церковь в стиле нарышкинского барокко — в Палехе есть на что посмотреть. Но мы пришли сюда не для праздных прогулок. 5 декабря — важная дата для всех палестинцев. В этот день 95 лет назад группа художников Палеха основала «Артель древней живописи», положив начало искусству палехской лаковой миниатюры. Творчество художников Палеха легко узнать по характеристикам: традиционный черный фон, разнообразие цветов, лучшая прорисовка деталей и, конечно же, сусальное золото — главный элемент палехских лаковых миниатюр.

Палешанам удалось сохранить уникальную технику и до сих пор использовать те же методы, что и их предки. Однако сама палехская миниатюра не такая древняя, как многие считают. Дело в том, что с 17 века Палех считался одним из главных центров иконописи. На неповторимый палехский стиль повлияли сразу несколько школ русской иконописи: Московская, Новгородская, Ростово-Суздальская, Строгановская и Ярославская. Палехские иконы отличались особой тонкостью письма и использованием золота на облачениях святых и в орнаменте.

Своего расцвета палехская иконопись достигла в 18 — начале 19 века. Кроме того, художников Палеха часто приглашали расписывать и реставрировать церкви и храмы. Так, палестинцы занимались росписью Грановитой палаты Московского Кремля, церквей Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря и многих других святынь.

Город художников: секреты палехской миниатюры

Но все изменилось в 1917 году. С приходом новой власти палехским иконописцам пришлось искать другие пути реализации своего творческого потенциала.

«С того момента, как произошла революция, и до 1990-х годов было невыгодно и опасно иметь дело с иконами. Лаковая миниатюра возникла как способ сохранить традиционную технику. Благодаря ей художники получили возможность применить свои навыки в новых реалиях и зарабатывать на жизнь обычным делом, — говорит Евгений Лакеев, директор по связям с общественностью ООО «Возрождение

… — Художники Палеха в 20-е годы в какой-то мере обманули советскую власть: сохранили технику, которую использовали в иконе, и перенесли на ящики, сундуки, пылесборники и портсигары. В то же время бутон нового палестинского искусства превратился в один из красивейших цветов русской художественной культуры ХХ века. Несмотря на падение атеистических запретов, сегодня у палехской лаковой миниатюры есть поклонники и продолжатели».

Был образован в 2007 году. Его основная цель — сохранение и развитие уникальных традиций лаковой миниатюры и иконописи, созданных мастерами Палеха. Глава предприятия Александр Гусаковский в союзе с художниками бережно защищает стиль и узнаваемость знаменитого бренда Палеха. Александр и сотрудники мастерской — гостеприимные хозяева. В Палехе вообще гостей всегда ждут, и многие из них приезжают сюда. Удаленность от больших городов и замкнутость этого места не пугают даже иностранцев.

Среди клиентов Палехских лабораторий Александра Гусаковского жители Ирландии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии. Многие люди имеют семейные корни в России. Часто бывает, что в доме человека есть расписная маленькая коробочка, которая становится связующим звеном между поколениями. И сюда отправляются смелые путешественники — чтобы воочию убедиться, какие чудотворцы создают такие удивительные вещи и какой смысл им придают.

Город художников: секреты палехской миниатюры

Особенности палехской росписи

Палехскую школу сразу узнают по черному фону произведений, выделенным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Картина разная:

  • Миниатюрное и изящное исполнение;
  • Мягкость и плавность оттенков;
  • Филигранно и живописно;
  • Полный элементов;
  • Аккуратная роспись мелких деталей;
  • Разнообразие тонов и переходов.

Еще одной особенностью можно отнести насыщенность движущихся объектов, это не только люди и животные, но и деревья, облака, неодушевленная природа. В иконописной стилистике изображены люди, рельефы, природа, все они отличаются хрупкостью и изяществом.

Основные цвета в росписи

В палехской росписи основной фон черный. Отметьте землю глубиной и первобытным хаосом, дающим жизнь жизни, свету, радости и покою. Цветовая гамма древней Руси присуща — красный, желтый и зеленый. Красный цвет — символ красоты, плодородия (солнце красное, весна красное). Зеленый цвет — знак растений, молодости, жизни на природе, расслабленности. Желтый говорит о зрелости, зрелости, достижении успеха и благополучия. Золото присутствует в Палехской росписи в изобилии. Он символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи, а не божественный свет, который освещает весь мир и пронизывает все — даже вечную тьму.


История возникновения и развитие в России

Рождение искусства миниатюрной живописи в Палехе не случайно. Он берет свое начало из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, которое составляет его основу. Опыт многих поколений палехских художников и мастеров иконописи очень разнообразен и богат.

Свой неповторимый стиль палехские иконописцы выработали под влиянием соседей — новгородской, строгоновской, ярославской школ, а также волжской живописи XVII века. Несмотря на то, что стиль иконописи придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в иконопись свои особенности и особенности, выраженные в подборе цветов, в деталях изображения людей, предметов, одежды и т.д.элементы ландшафта. В зависимости от погоды и условий написания иконок менялся режим изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно найти детали повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Есть изображения комнат, вагонов, пейзажей и архитектурных элементов.

Первые упоминания о Палехе встречаются в летописях начала 17 века. Исторические записи того времени содержат описания Палеха как места с развитым иконописным ремеслом — в то время в селе было около двадцати иконописных мастерских. Однако его стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий, большим количеством цветов золотых оттенков, используемых для росписи облачений святых, оформился только в середине XVIII века.

Помимо росписи икон, палестинцы также посвятили себя монументальной живописи, участвуя в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых невозможно представить украшение даже самых скромных интерьеров церквей. Например, с 1762 по 1774 год прямо в центре Палеха была возведена Крестовоздвиженская церковь, роспись которой полностью выполнена местными художниками.

В середине 17 века народные слухи распространили весть о великолепных работах художников Палеха и достигли крупных городов России, включая Москву. Мастеров Палеха стали приглашать в столицу для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант деревенских иконописцев, расположенных на реке Палешка, можно оценить и сегодня, посетив известные исторические памятники России, такие как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Иконы в Палехе были очень дорогим удовольствием, так как были долго и тщательно расписаны по сохранившимся образцам старинных произведений мастеров прошлого и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в Палехе не было недостатка в спросе на иконы, написанные в Палехе, и с 18 века Палех стал центром иконописи, сохранив лучшие традиции русской школы живописи 15-17 веков. Палехская школа прославилась на всю страну, искусство иконописи процветало, работы мастеров очень охотно покупались.

Однако в конце 19 века создание икон в России приняло почти промышленный размах, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, для увеличения количества работ было утеряно все, что так ценилось в русской живописи: прорисовка деталей, создание воздушного и прозрачного образа, наполнение объема различными элементами, передача тончайшие эмоции на лицах святых.

Иконки дешевели, а их качество ухудшалось. Особенно тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, в результате чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и Палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После этих событий мастера Палеха остались практически без работы, так как при новом правительстве создание икон стало просто невыгодным, но также просто опасно. Таким образом, для живописи Палеха наступил крутой поворот, когда весь опыт, накопленный веками, был использован в другой сфере творчества. Что ж, иконописное ремесло перестало существовать.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского продукта — долгий и трудный процесс. Изделия изготовлены из специального пористого картона. Необходимое количество картонных листов склеивается жидкой пастой, затем кладется на специальную заготовку и помещается в пресс. Детали для изделий формируются отдельно. Затем сушат в течение двух недель, затем замачивают в горячем льняном масле и хранят в духовке. В результате детали становятся твердыми и жесткими.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрыты краской, выравнивают, шлифуют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки просушить и отшлифовать. Раствор сажи в масле наносится несколько раз снаружи, затем покрывается черной краской. Внутренние поверхности покрыты красным лаком. Затем изделие полностью окрашивается бесцветным лаком.

Все поверхности становятся гладкими и блестящими. Чтобы нанесенные краски не скатывались, места, необходимые для росписи, очищаются пемзой и передаются художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для рук, чтобы запястье не немело. Существуют специальные гребни для покраски внутренних стен, а также для них предназначены большие увеличители. Некоторые изображения можно просматривать только при большом увеличении.

Художник рисует карандашом набросок картины, затем рисует липкой. После рисования красками раскрасьте сусальным золотом, предварительно растертым и потертым пальцами. В конце мастер расписывает, покрывает лаком и окончательно сушит готовое изделие.

Для особого блеска золота изделие отполировано волчьим зубом. Его мягкость и шелковистость не сравнима ни с одним инструментом, даже самым технологичным.

Палехская роспись для детей: особенности техник с фото и видео

Искусство русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, когда были изготовлены первые табакерки из папье-маше. Технику привез торговец П.И. Коробов из Германии в глубокий пригород Москвы, в село Даниловка, ныне часть села Федоскино. Именно в тех регионах начало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых был изображен русский фольклор. Палехская роспись — одно из направлений этого искусства.

Как создается лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра Палеха нарисована на папье-маше темперой. Обычно для покраски используются сборные булавки, шкатулки, кувшины, шкатулки, панно, подносы и т.д.

Чтобы сделать палехскую миниатюру, сначала нужно сделать папье-маше. Делается это картоном и клеем. Когда основа будущего изделия готова, ее вскрывают несколькими слоями лака, каждый слой необходимо тщательно просушить в духовке. Только после этого мастер сможет приступить к рисованию.

Все краски, которыми расписывают изделия, палехские мастера создают по старинным рецептам. Они состоят из натуральных минералов, измельченных с яичным желтком, с добавлением уксуса и воды. К тому же работа над миниатюрой невозможна без лучших беличьих кистей.

Палехская роспись картинки

Палехская письменность — самая редкая и уникальная в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы позволяют создавать настоящие шедевры, составляющие национальную гордость России. Он сочетает в себе фундаментальные принципы византийской иконографической живописи и прикладного искусства и народного живого искусства.

После революции мастера искали только своего неповторимого вида, им приходилось создавать картины из тарелок, портсигаров и шкатулок в волнующем стиле. Были образы Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализация, встреча с первым трактором в деревне, веселые колхозники на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» ювелирные броши с личными надписями — «Шура», «Катя», «Маруся». Но и тогда мастера создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, соблюдая все каноны и декоративные традиции. Достижения русского народа художники описали через сказочные образы: тема электричества — образ жар-птицы, отрицательные персонажи — Кощея, Леши и Бабы Яги.

Палехская роспись

Палехская школа не на военную тематику, в картинах процветают сельские пейзажи с церковью и рекой, исторические события, иллюстрации к сказкам и былины. Но это так характерно для мирного времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжили старики и подростки. Они создали красивые фрески: «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера добились своей цели: палехские мастерские не закрывались даже во время войны, а художественная школа продолжала функционировать.

Лаковая миниатюра Палеха имеет свой неповторимый мир. Это одновременно и реально, и фантастично, даже простые бытовые сцены наполнены радостью, движением и поэзией.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился в Древней Руси. В те времена палехской росписью украшали храмы и иконы. Обилие золота, приглушенные тона и удлиненность фигур, присущие этому типу живописи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тема не уступила место творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отошли от чисто религиозной тематики и переплели в своих произведениях образы русской природы, сказочные сюжеты и народные мотивы.

Икона Вседержителя (Вседержитель). Дерево, гипс, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов. Помимо икон, стали появляться ящики, панно, бытовая техника (например, письменные принадлежности, подносы). На их поверхности распускались пышные цветы, облаченные в малиновый лес, оплакиваемый рекой Аленушка, Иван-царевич ехал верхом на сером волке, или русские люди веселились, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остается уникальным, потому что он написан от руки и никогда не повторяется.

Село Палех. Коробка (1934 г.). Художник И.М. Баканов

Элементы палехской росписи

Веселые разноцветные мотивы на черном фоне — все это Палехская живопись. На небольшой поверхности много разных элементов. Чтобы увидеть всю красоту лаковых миниатюр, часто приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с нарисованными листьями. Палешанцы нашли способ сделать изображения короны выпуклыми, рельефными, для чего используют технику нанесения белой краски в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичный дизайн, оживают.

Сказочные травы и горы камня, вытянутые «блинчиками», тщательная прорисовка лиц и частей тела, разноцветное великолепие. Чтобы оживить композицию, художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, кривые травы, конские гривы, морские волны. В палехской миниатюре обязательным элементом является окончательный контур фигур, обведенных золотом.

Палехская роспись в советское время

Искусство миниатюры Палеха относительно молодо. Он родился еще в советское время. После окончания гражданской войны мастера Палеха изобрели новый вид приложения своего искусства. Буквально через пять-шесть лет родилось новое искусство великого Палеха: лаковые миниатюры на всевозможных предметах повседневной жизни: шкатулках, портсигарах, булавках, записных книжках, пылесборниках и прочей необходимой ерунде из папье-маше. Новое искусство характеризовалось и новой тематикой: добавлены сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты из произведений русских писателей и поэтов.

Первая попытка перехода к новому виду искусства была предпринята в 1918 году, когда бывшие мастера иконописи создали свою «Первую Палехскую артель декоративно-прикладного искусства», занимавшуюся реставрацией. Но из-за гражданской войны он вскоре развалился.

В середине 20-х годов прошлого века художники Палеха объединились в новую артель, занимавшуюся росписью деревянных тарелок и других предметов домашнего обихода. А с 1923 года лучшие мастера художественной росписи нашли лучшее применение традициям жанра иконописи: палехский стиль письма и живописи стал применяться для создания расписных изделий из папье-маше, заимствуя идею у мастеров искусства. Подмосковное Федоскино, в котором подобный народный промысел существовал более века.

Стремление палехских иконописцев воспеть красоту родной природы, передать свой богатый опыт и хранимые веками секреты живописи новым поколениям привело к созданию особого художественного языка. Группе бывших мастеров палехской иконописи удалось создать симбиоз классических традиций русской живописи и фольклора, используя техники этих жанров для создания уникальных изделий из дерева и папье-маше.

В своих миниатюрах мастера первой советской эпохи использовали не только сюжеты из жизни людей и мотивы природы своей родины, но и сказки, эпизоды сказок и песен. Среди сюжетов палехской живописи, помимо хороводов, конных троек, музыкантов и сцен охоты, присутствуют герои басен Крылова, сказки Пушкина и великолепные пейзажи живописных мест своей родины.

Мастера двадцатых и тридцатых годов прошлого века не отказались от использования яичной темперы, привычных приемов художественного письма и элементов, написанных золотом. Для своих лаковых миниатюр палестинцы взяли за основу огромный опыт создания иконографических полотен: организацию и наполненность пространства, целостность композиции, средневековую стилизацию, условность форм и фигур, использование орнаментального орнамента основа дизайна. Все эти приемы помогли решить проблему переноса плоского изображения на поверхность трехмерных объектов.

Произведения мастеров палехской росписи оставили неизгладимое впечатление на ценителей народного искусства за рубежом. Меценаты зарубежных стран, потрясенные искусством русских живописцев, предложили мастерам Палеха самые благоприятные условия для творческой деятельности. Максим Горький, который был одним из поклонников палехской лаковой миниатюры, пригласил художников Палеха в Подмосковье. Однако русские мастера не хотели отрываться от своих корней, предпочитая черпать творческое вдохновение в красотах своей родины.

Стройные силуэты шатровых храмов, переливающиеся отблески на безмятежной водной глади ручья Палешка, черно-белые стволы берез и листва, играющая солнечным светом, кроны переливающейся сосны с темными оттенками зеленого, высокие холмы, поросшие луговыми цветами — все это это великолепие русских пейзажей нашло свое место среди множества тем палехской живописи.

Со временем шкатулки, булавки и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса в советское время. Чертежи первого трактора, косилок, комбайнов, полей, засеянных пшеницей и повседневной жизни колхозных сельскохозяйственных поселков, а также изображения новостроек, праздников, запланированных на тот или иной памятный юбилей, передают запястье того времени, они появились на черном лакированном покрытии. В композициях некоторых палехских мастеров советской эпохи есть картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма.

Часто для передачи образов художники одевают достижения советских людей в сказочную форму. Тема электрификации решается в образе жар-птицы, а человеческие недостатки принимают форму плохих фольклорных персонажей, таких как Леший и Баба Яга, которым юные пионеры устраивают справедливый суд. Но даже в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучших традиций палехского стиля.

В палехской миниатюре советских времен есть и детская тематика. В образах художников Палехских художественных мастерских представлены истории юных натуралистов, рыбаков и первопроходцев.

Каждый из создателей палехских миниатюр уникален и разнообразен. Каждый из них — настоящий мастер композиции. В советское время строгое искусство Палеха преображается: миниатюрам добавляется динамика и свобода. Каждый период вносил в живопись Палеха свой особый оттенок, отражая события своего времени. Так, в послевоенное время актуальными темами для живописи Палеха стали сюжеты, прославляющие народное предпринимательство, образы памятных сражений прошлых эпох. Многие художники обращаются к военной тематике, превращая суровую реальность времен великих сражений в возвышенный романтизм самопожертвования и предприимчивости во имя родной страны и воспевания русского народа, отстаивающего свою свободу в борьбе с ним иностранные захватчики.

В то же время многие искусствоведы называют период 50-х годов не самым удачным. В этот период многие палехские художники начали борьбу за реалистичность создаваемых ими миниатюр, жертвуя утонченностью, возвышенностью и романтической составляющей, присущей древней традиции. Влияние советской идеологии проявилось в создании композиций с наибольшей внешней достоверностью, благодаря которым в палехской миниатюре проявились пафосные темы, воспевающие трудовое начало народа.

В результате на время из живописи Палеха исчезла традиционная аллегория и поэтическая красота живописного языка. Но было слишком много декора, пафоса и монументальности. Но даже в те непростые времена остались приверженцы древнейшей палехской школы, которые продолжили и передавали последующим поколениям традиции и секреты мастеров прошлого, создавая картины, не выходящие за пределы языка настоящего искусства.

Отдельное направление миниатюрной живописи Палеха — сюжеты как народных песен, так и созданные советскими авторами. Пройдя через все трудности послевоенной жизни, мастера Палеха снова обращаются к мирным сюжетам, черпая их из песенно-поэтического жанра. Мастерам Палеха, взявшим за основу своих композиций темы песен советских классиков, удалось передать всю эмоциональную наполненность жизни того времени.

Шестидесятые годы прошлого века стали периодом преодоления банальных канонических форм и чрезмерного натурализма. Художники Палеха искали новые образы и темы, обращаясь к наследию классики. В творчестве мастеров появляются сюжеты классических произведений и литературы. Сюжеты произведений Гете, Римского-Корсакова, Бородина и других классиков воплотились в лаковых миниатюрах Палеха. В то же время художники Палеха снова обращаются к исконно русской тематике: патриархальному укладу деревенской жизни, мотивам пастухов и простым пейзажам своей родины. На рисунках также присутствуют простые изображения корзины с грибами, букетов полевых цветов, букетов сочных ягод, источников пресной и чистой воды.

Образ русской женщины также находит свое место в творчестве палехских художников. Художники смогли полностью раскрыть сущность хранительницы домашнего очага — простую по своей естественности, обладающую той самой неуловимой, казалось бы, красотой, которую несет сама русская земля.

В творчестве палехских живописцев появляется новое направление — роспись по фарфору. Хотя попытки создать работы на этом материале велись с 1920-х годов, успеха это не принесло. Чтобы овладеть необходимой техникой письма, художники Палеха часто посещали керамические и фарфоровые заводы. А со временем палестинцы научились использовать все возможности белого фона, а также освоили технику росписи лаками по керамике, которая при приготовлении меняла свой первоначальный цвет.

Семидесятые и восьмидесятые годы принесли новый виток творчеству мастеров Палеха. Произведения художников того времени отличаются выразительностью образов, созданных в рисунке, эмоциональностью композиции, живой энергией написанных персонажей. Помимо традиционной миниатюрной живописи, художники Палеха участвуют в создании декораций для концертных программ, создании монументальных картин на сказочные темы, оформлении интерьеров кинотеатров и дворцов культур. Некоторые художники пытались воплотить новаторские идеи, исходя из традиционных канонов, но не отвергая накопленного опыта живописной техники особого палехского стиля.

Советское время не только породило палехскую лаковую миниатюру, но и способствовало развитию этого ремесла. В Палехе был организован Музей древней живописи, который был переименован в Палехский государственный художественный музей. Богатый опыт мастеров Палеха был использован при создании эскизов декораций, иллюстраций к книжным изданиям произведений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. Палехские художники участвовали в реставрации церковной росписи во многих городах России, в том числе в Москве.

Развитие палехской миниатюры внесло новые веяния в русскую народную живопись. В лаковой миниатюре Палеха стали использоваться мотивы античности, эпохи Возрождения и направления современного искусства. Мастера Палеха освоили новые цветовые переходы, сделав акцент на более тонких отношениях между тонами. С развитием палехского искусства традиционное моделирование объёма фигур, изображенных с позолоченными промежутками, стало решением других задач миниатюрной живописи: художники стали использовать золото для наполнения пространства картины светом и теплом. Некоторые мастера отошли от темы родного наследия и обратились к историческим мотивам других стран. Особым штрихом в творчестве художников Палеха стала тема стран Востока, где мастерам Палеха удалось передать всю яркость красок Востока и его неповторимый колорит. Некоторые работы мастеров Палеха отмечены Государственной премией Российской Федерации.

Оцените статью
Блог о посуде
Adblock
detector