- Символика узора
- Рисование фигуры мезенского коня и оленя
- Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи, инструкции по выполнению
- Птицы
- Животные
- Деревья и цветы
- Мезенская роспись – история
- Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи
- Учимся рисовать животных
- Лошадь
- Олень
- Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
- ↑ Узоры в прямой клетке
- Простые элементы
- Узоры в косой клетке
- Ленточный орнамент
- Современная мезенская роспись
- На каком материале выполняется роспись?
- Композиция в квадрате
- Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
- Инструменты для мезенской росписи
- Элементы и символика мезенской росписи
- Мезенская роспись – техника выполнения
- Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
- Композиция в полосе
- Техника нанесения рисунка
- Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
- Что такое мезенская роспись?
Символика узора
Истоки символов мезенской живописи лежат в основном в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. Например, часто встречающийся многоуровневый подход говорит о приверженности шаманской традиции. Три уровня: три мира (нижний, средний и верхний или подземный, земной и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В живописи Мезени нижний и средний уровни заполнены оленями и лошадьми. Верхний ярус — это птицы. Ряды черных и красных лошадей в ряды также могут означать миры мертвых и живых. Многочисленные солнечные знаки вокруг лошадей и оленей подчеркивают их неземное происхождение. Изображение коня у народов Русского Севера также является оберегом (конь на крыше), а также символом солнца, плодородия, источником благ для жизни.
Слои разделены горизонтальными полосами с повторяющимся узором. Элементы таких моделей, как и некоторых других, часто встречались на рисунках ниже с элементами росписи Мезени.
Земля.
Прямая линия может означать как небесный, так и земной небосвод, но пусть вас не смущает эта двусмысленность. По их положению в композиции (верх — низ) всегда можно правильно определить их значение. Во многих мифах о сотворении мира первый человек был создан из праха земного, из грязи, из глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного: это земля для человека. Графически Землю часто представляют в виде квадрата.
Не менее интересно и небесное убранство. Небесные воды хранятся в нависающих облаках или стекают на землю косыми дождями, а дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе в основном отражают такие изображения природных явлений.
Волнистые линии водной стихии присутствуют во многих мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются неизменным атрибутом водоплавающих птиц.
Ветер, воздух.
Многочисленные короткие мазки, разбросанные в мезенской росписи вдоль орнаментов или рядом с главными героями, скорее всего, означают воздух, ветер — одна из первоэлементов природы. Поэтический образ воскресшего духа, влияние которого можно увидеть и услышать, но который остается невидимым. В мистической символике ветер, воздух и дыхание тесно связаны. Бытие начинается с Духа Божьего, который, подобно ветру, парил над бездной перед сотворением мира.
Помимо духовного аспекта этого символа, определенные ветры часто интерпретируются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на сильных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как мощная творческая сила. Не зря мезенские мастера любят изображать элементы мостов. Их взрывы часто «нанизаны» на пересекающиеся прямые линии, что очень похоже на ветряную мельницу («Поймал ветер», как говорят дети).
Огонь.
Божественная энергия, очищение, откровение, трансформация, вдохновение, амбиции, искушение, страсть — это сильный и активный элемент, символизирующий как творческие, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем возрождается — признаки, указывающие на то, что огонь является земным воплощением солнца, поэтому он в значительной степени разделял солярный символизм. В живописном смысле все, что стремится к кругу, напоминает солнце, огонь. По мнению академика Б. Рыбакова, спиральный мотив возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение тела солнца по небосводу. В росписи Мезени повсюду разбросаны спирали: они заключены в обрамление многочисленных орнаментов и в изобилии переплетаются вокруг лошадей и небесных оленей.
Сама спираль несет и другие символические значения. Спиральные формы очень распространены в природе: от галактик до водоворотов и торнадо, от раковин моллюсков до рисунков на пальцах человека. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных мотивов. Неоднозначность символов в спиральных узорах велика, и их использование скорее непроизвольное, чем сознательное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, сфера энергии. Спираль, сочетающая форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов времен года. Двойные спирали символизируют баланс противоположностей, гармонию (наподобие даосского знака «инь-янь»). Противодействующие силы, визуально присутствующие в водоворотах, торнадо и языках огня, напоминают восходящую, нисходящую или вращающуюся («подкрепляющую») энергию, которая контролирует Космос. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая спираль — женский, что делает двойную спираль также символом плодородия и продолжения рода.
Рисование фигуры мезенского коня и оленя
Эти упражнения необходимы детям, по принципу повторения рисования отдельных элементов фигуры лошади, для проработки всех элементов и тренировки руки. Упражнения можно выполнять сначала карандашом, затем кисточкой:
- горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;
- построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище коня);
- небольшая скоба переходит в длинную косую линию шеи;
- затем по этой линии рисуется небольшой четырехугольник, похожий вместе с аркой на «топорик» — это голова лошади, рисуем этот элемент с направлением головы влево и вправо;
- слегка изогнутая вертикальная передняя линия шеи (мы тренируемся сводить голову вместе с шеей, направленной влево и вправо);
- нарисуйте лапки (напоминающие «паучьи лапки», тонкие и длинные и извилистые линии);
- прорисовываем передние, задние ножки, затем ножки посередине, напоминаем по форме вазу;
- от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ноги. Все эти индивидуальные упражнения нужно хорошо проработать.
Последовательность рисования фигуры лошади
Эта последовательность рисования фигуры лошади хорошо понятна и легко усваивается учениками:
- определите высоту фигуры лошади и проведите горизонтальную линию туловища посередине;
- от каждого конца линии к верху нарисуйте линии с наклоном вправо и соедините их горизонтальной прямой (у нас получится четырехугольник);
- нарисуйте косую линию для шеи, головы;
- из нижних углов туловища проводим изогнутые линии для передних и задних ног;
- линии ног посередине;
- рисуем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных линий, близко друг к другу;
- голова, шея и тело окрашены в красный цвет, а ноги и хвост — в черный;
- завершаем рисунок коня короткими черными штрихами на гриве, на ногах (штрихи напоминают «ресницы») и уздечкой из двух линий.
Последовательность рисования фигуры оленя
Последовательность рисования фигурки оленя аналогична последовательности рисования фигурки лошади, но с небольшими изменениями:
- определите высоту фигуры оленя и проведите горизонтальную линию туловища посередине;
- с каждого конца проводим линии вверх с наклоном влево (а у лошади наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой, получаем четырехугольник;
- нарисуйте косую линию для шеи, головы;
- округлить заднюю часть тела;
- из нижних углов туловища проводим изогнутые линии для передних и задних ног, затем линии ног, расположенных посередине;
- рисует извилистые линии, напоминающие рога оленя.
Голова, шея, туловище окрашены в красный цвет. Грива, ноги, «ресницы» черные.
Русские прялки Мезени очень похожи на рисунки первобытных людей. Точно так же тысячи лет назад охотники, укрываясь от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих домов изображения животных: буйволов, лошадей, быков.
трудно представить себе серьезное обобщение коня, изображенного кем-либо из древних мезенских мастеров: кирпично-красное пятно как бы соединенное тремя частями: четырехугольником туловища и переходящей в морду дугообразной шеей.
Остальные уже были нарисованы тонкими черными штрихами: дюжина линий, изображающих гриву, четыре длинные линии хвоста, странные лапы, сделанные одним движением, больше похожие на лапы паука, две линии ушей и уздечка с двумя линиями недоуздка.
Вся разница между оленем и лошадью заключалась в том, что вместо гривы черной краской на спине рисовали разветвленный рог.
На рис. 11 представлены варианты фигурок лошади и оленя в росписи Мезени.
Варианты фигурок коня и оленя с мезенской росписи
Фигуры лошадей, изображенные в верхнем ряду, были нарисованы мастерами Мезени только на противоположной стороне (внутри «для себя») прялки. Это лошади в маленькой черной полосатой клетке (из четырех черных линий), с волнистыми соснами на теле и волнистым хвостом.
А вот рыжих коней, найденных в среднем ряду, мастера Мезени нарисовали по обе стороны прялки.
В нижнем ряду — олени. Они отличаются друг от друга разветвлением рога.
Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи, инструкции по выполнению
Мезенская роспись отличается от других художественных промыслов отсутствием ярких и изящных орнаментов. Все узоры будто нарисованы ребенком: линии не передают точных очертаний животных.
Однако за счет многократных повторов возникает ощущение динамизма орнамента. Если присмотреться поглубже, отбросив крайнюю простоту восприятия моделей, можно увидеть целостность образа, его особую изысканность.
Несмотря на простоту, в картине качественно переданы характерные черты оленей и лошадей. Они действительно кажутся в движении. Для окраски моделей в традиционную мезенскую роспись используется всего 2 цвета — черный и карминно-красный.
Все модели наносятся на объект без предварительной модели. Даже если это окажется неправильным, это не имеет значения. Именно благодаря неоднородности дизайнов каждый из них имеет свою индивидуальность и неповторимость.
Сначала рисуют красные узоры, дают им высохнуть, а затем рисуют черные элементы. Техника исполнения: сверху вниз. Готовая конструкция покрывается лаком (взамен использованной олифы). Сначала вы должны попрактиковаться в рисовании прямых линий. Это можно сделать на бумаге.
Чтобы выучить красивую картину, они сначала учатся рисовать линию без дополнительных средств. Пока это не освоено, переходить к сложным элементам не стоит.
Что нужно для покраски | Техника рисования |
Палитра |
|
Салфетки | |
Фанера или деревянная доска | |
Кисти круглые для рисования n. 1 и 2 | |
1 большая плоская кисть | |
Цвета гуаши красного и черного цветов |
Такой образ объединит в себе самое основное в жизни человека. Его прошлое, связь с предками и природой, круговорот мировых процессов. Все модели спроектированы и не имеют лишних функций.
Следует учитывать, что при самостоятельной разработке эскиза нижняя часть чертежа должна быть нагружена больше, чем верхняя. Земная область должна быть более насыщенной, чем небесная. Стоит принести с собой все, что важно человеку: семью, плодородие, символы природы.
Птицы
Птицы символизируют души предков. Считалось, что они пришли на помощь людям в трудную минуту. Пернатые подобны посредникам между живыми и мертвыми. Часто рисовали утку — символ заходящего солнца. Чаще всего ее изображали в дуэте с лошадью.
Это означало, что ночью птица прячет солнце в воде, а утром лошадь поднимает его в небо. Часто летающих жителей можно было заменить простым перышком.
Образ тетерева и тетерева отражал главное мастерство жителей этого края. На эту птицу регулярно охотились, и в тяжелые годы она была основным источником дохода коренных народов. Большие объемы дичи даже отправляли в Санкт-Петербург.
Животные
Животные на росписи Мезени часто представлены лошадьми и оленями. По языческим представлениям они олицетворяют спутников богов. В славянской мифологии лошади имеют другое значение — они олицетворяют солнце. Тот факт, что лошади находятся в движении, указывает путь солнца по небу.
Олени считаются символом богов, которые оживляют все земное. Поэтому чаще всего такими мотивами украшали подарки роженице. Изображения лошадей имеют прямое отношение к породе этого животного, обитавшего в тех краях. Низкорослые породы лошадей с щетинистыми ногами получили название месенки.
Рисуют лошадей так:
- Проведите красную линию, чтобы обозначить ее живот. Если лошадей много, стропы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Нарисуйте грудь лошади. Для этого сверху нарисуйте черту, соединив ее с крайней точкой нижней линии.
- Создайте контур лошади — утолщите линии на их внутренней части.
- Рисуется морда — может смотреть вверх или вниз.
- Ноги лошадей окрашены черной краской. Для этого изогнутые линии просто спускаются с тела, имитируя конечности животного.
- Остальные 3 ноги добавляются к лошадям.
- Черной краской рисуют ухо лошади и продолжают рисовать эту линию вдоль верхней части туловища так, чтобы она образовывала хвост.
- Грива и поводья окрашены в черный цвет.
Деревья и цветы
Образ ели означал мужскую силу или богатые хвойные леса того края. Генеалогическое древо было нарисовано с глубокими корнями, символизирующими связь с предками. Ствол дерева был нарисован ромбами, которые являются знаками наследия предков.
Для людей того времени дерево также имело языческое значение. Ее считали божеством, которое могло управлять дождем, солнцем. Ее могучая корона на фото свидетельствовала о прекрасной беременности в семье.
Дерево было символом бессмертия, обновления и являло образ мирского существования. Корни — отражают его прошлое, ствол — настоящее, корона — будущее. Его вершина часто украшалась солярным символом, который характеризовал небесный мир.
Необычная живопись Мезени поражает глубокой символикой. В нем каждый мотив заменяет слова и образы, создаваемые орнаментом рассказывают о мире, природе и традициях людей. Иногда с помощью орнамента создавали настоящие полотна, отражающие бытовые сцены из жизни людей.
Читайте также: Посуда из меди: польза и вред для организма
Мезенская роспись – история
Историки относят первые свидетельства о ловле рыбы, найденные в документах, к XVII веку. Экспонаты, хранящиеся в музеях, были изготовлены несколько позже, а самая старая прялка была расписана в 1815-1820 годах. Техника зародилась в Архангельской области на берегу реки Мезень в селе Палащель, поэтому второе название ремесла — палащельская роспись. Расположение села в северном районе между двумя крупными реками (Северная Двина и Печора) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые изображения и их символическое значение.
Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только своим детям. Точное происхождение картины до сих пор неизвестно ученым. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Северной, Средней Азии и территории Индокитая. Другие отождествляют их с найденными карельскими петроглифами, одним из старейших наскальных рисунков, найденных на планете Земля.
Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи
Вот причудливые черные птицы летают полосами, в клетках, с крыльями и хвостами, напоминающими ветки деревьев.
Красные «утки» и «куры» изображены в виде овала с черными перьями в виде черточек и скобок, с небольшими замысловатыми головами.
И, наконец, красивые, гордые и процветающие красные лебеди с шикарными хвостами. Птицы, утки и лебеди с мезенской картины разные, оригинальные и необычные.
Учимся рисовать животных
Сувенир. Мезенская роспись.
Лошадь, олень и птица — самые популярные центральные изображения мезенских мотивов. И обычно один из этих персонажей становится первым героем рисунка на деревянной доске или другой поверхности, которую украшает новичок.
Лошадь
Один из любимых образов мезенских мастеров — конь (лошадь). В этом типе живописи их, наверное, больше, чем где-либо еще. Лошадь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских лошадей оранжево-красные, и это отвлекает изображение от реального прототипа. Тело лошади можно было покрыть решетчатым узором, что делает образ животного еще более сказочным.
Мастера также рисовали очень длинные и неестественно тонкие ноги, на концах которых могли быть изображены перья. Перья не соединяли лошадь с птицей, но передавали стремительный ритм лошади. На то, что лошадь не была реалистичным животным, в росписи мезенинцев указывали также солярные знаки, сопровождавшие изображение лошади.
Мезенская роспись — пошаговое рисование лошади:
- Настоящие мастера карандашом не пользуются, а вот начинающему нужен набросок, поэтому возьмите простой мягкий карандаш и на всякий случай ластик.
- Выровняйте лист акварельной бумаги. Таким же образом мысленно разделите линию (линию), в которую вы впишете элемент, на две части. Тело лошади займет верхнюю строчку. Карандашом очертите контур туловища по образцу. Создайте три одинаковых пути подряд.
- Возьмите красную кисть, возьмите краску на кисть и нанесите красный цвет на туловище лошади. Проделайте это с каждым бюстом в одну линию).
- Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для поглаживания. Ваша задача — обвести контур туловища лошади, нарисовать тонкие лапы, хвост и уздечку. Это нужно делать с каждым рыцарем в линии, это помогает тренировать навык рисования элемента.
- Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны быть грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем той же черной краской и тонкой мазковой кистью.
- Осталось только дополнить образ коня традиционными для мезенской росписи знаками солнечной свастики. Их можно сначала нарисовать карандашом, но даже новички часто обходятся без них. Чтобы линии и волны были плавными и тонкими, вам нужно повторить один и тот же элемент несколько раз.
Вот как можно научиться рисовать мезенскую лошадь по рецептам. Немного попрактиковавшись в работе с бумагой, вы легко сможете перенести технически знакомое изображение на классную доску или коробку.
Олень
Пошаговый рисунок оленя
У многих народов образ оленя ассоциируется с небом, а рога благородного животного — с Древом жизни или Древом Мира. Считалось, что олень может нести солнце на рогах. И стоит отметить, что олень и небо — это не просто славянский образ — один и тот же Дед Мороз, передвигаясь на оленях по небу, по-разному передает восприятие этого животного у разных народов.
Рисование оленя похоже на рисование лошади, поэтому обычно они учатся рисовать его после того, как уже потренировались с лошадью.
Пошаговый рисунок оленя:
- Выровняйте акварельный лист. Мысленно разделите линию на две части. В начале верха нарисуйте линию основания туловища оленя. Завершите это штрихом верхней дуги. Разверните фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
- Нарисуйте головку и ушки оленя.
- Черной краской на тонкой кисточке прокрасьте тонкие лапы, гриву и хвост оленя. Далее приступаем к рисованию разветвленных рогов: сначала общая длина скрутки, затем ветви.
В представленном видео рассказывается, как правильно нарисовать оленя и птиц.
Оленя, как и лошадь, необходимо дополнить солярными знаками. Они выполнены черной краской и окружают фигуру животного, в основном его нижнюю часть.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
Где бы они ни были и где бы они ни находились! Если на двери сарая висит жиковин (крышка замочной скважины) такой формы, значит, желать, чтобы он был полон добра. Если вы изобразите на дне ложки знак изобилия, это означает, что вы хотите, чтобы никогда не было голода. Если свадебные рубашки на грани, пожелайте молодым людям прекрасной полноценной семьи. Знак плодородия встречается на старинных культовых фигурках молодых беременных женщин, которые помещали там, где находится ребенок будущей матери.
Практически все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия и изобилия. Пашня, семена, корни, цветы, плоды изображены на них в большом разнообразии и разнообразии. Орнамент может быть построен в два ряда, поэтому элементы, содержащиеся в нем, располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, имевший много значений. Чаще всего ромб был символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала генеалогическое древо жизни. На одной из прялок Мезени мы смогли увидеть полустертое изображение такого уникального дерева.
↑ Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном творчестве. Особенно часто его можно встретить у ткачей и вышивальщиц. Основа орнамента состоит из ромбов, квадратов, крестов и изображений свастик. Орнамент ромб у земледельческих народов — символ плодородия.
Простые элементы
Ни одна картина не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Они особенно часто встречаются при изображении мирового дерева или «дерева жизни». Исследователи считают, что спирали и зигзаги — не более чем изображение змей, которые всегда присутствуют в подобных историях.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Современная мезенская роспись
Ремесло сохранилось до наших дней благодаря усилиям потомков древних мастеров Федотова и Фатьянова, проживающих в близлежащих селах Палащель и Селище в Архангельской области. Мастера реставрировали картину, утраченную во время Великой Отечественной войны, используя имеющиеся изделия. Изменились только традиционные материалы для современных кистей.
Картина Мезени, символами которой являются лошадь, олень и дикие птицы, была запущена в промышленное производство на двух крупных фабриках, в основном женщин-ремесленниц:
- Архангельская экспериментальная фирма «Беломорские узоры», выпускающая сувениры с городской росписью, стилизованной под палащель;
- Северодвинск, производящий деревянные изделия с современной палащельной краской.
На каком материале выполняется роспись?
В старину березу в основном использовали для росписи кухонной утвари из-за ее однородной гладкой древесины и высокой плотности.
Для прялок использовалась древесина ели более светлого тона и приятного хвойного аромата.
В наши дни компании используют не только деревянную основу.
Дизайн краски Palaschel также наносится на ткани и изделия из кожи с помощью специальных акриловых красок.
Композиция в квадрате
Композиция, показанная слева на рисунке 15, заключена в квадрат. Его центр с красными пятнами невольно бросается в глаза, и, присмотревшись, уже можно определить, что это лошади, которые легко бегают, плотно прижавшись друг к другу своей изогнутой шеей. И если вы присмотритесь, вы увидите, что красные пятна лошадей вместе также образуют квадрат. И от этого квадрата, который оказался в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата тянулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты — «метлы» бегущих лошадей.
Между ног лошадей изображены елки, спирали, кресты, звезды, создавая ощущение движения. И, наконец, на всех четырех сторонах самого большого квадрата изображены фризы с геометрическими мотивами, фризы, состоящие из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, изображающих воду, и небольших стеблей с завитками, изображающих деревья. Вся композиция освещена четырьмя «солнцами», которые расположены по углам большого квадрата и состоят из круга и отходящих от него завитков.
Композиция, которая находится справа (см. Там же), содержит несколько меньших квадратов в одном большом квадрате. Центральная площадь разделена еще на четыре квадрата с черными крестами и скобками по углам. Красные линии по сторонам квадратов обведены черной волнистой линией. Утки беззвучно плавают внутри большой площади.
Обе композиции поражают красотой и оригинальностью.
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, широко распространен в народном творчестве. Птица на верхушке дерева часто встречается на мезенской бересте. Птица, пожалуй, излюбленный мотив популярных художников. Кроме того, у северных крестьян принято вешать деревянных птичек из щепок в красном углу избы. Это реликвия того же мотива: «птица на дереве», ведь почитаемое дерево ассоциировалось с красным углом дома.
Инструменты для мезенской росписи
Главный инструмент художника — кисть. И мезенская роспись — не исключение. Обычно используются круглые колинские или беличьи кисти, размеры которых различаются.
Для начала вам понадобится:
- Кисть круглая столбчатая n. 1 и п. 2, со средней щетиной. Кисть необходима для обводки черной краской и для контуринга.
- Круглая белочка №2 и №3 — с ее помощью вы нанесете красную краску.
- Плоская синтетическая кисть или кисть из ворса размером 4,5,6. Они подходят для грунтования и окраски поверхностей.
Если вы ищете идеальную кисть, которая поможет вам быстро и непринужденно освоить основы мезенской росписи, вам нужно обратить внимание на капельные кисти, кисти, которые напоминают семя или пламя свечи. При покупке обязательно оценивайте качество кисти — волоски у нее должны быть ровными, чистыми, густыми. Также можно окунуть кисть в воду и встряхнуть — это покажет качество кисти, а точнее ее кончик.
Иногда бывает сложно найти хорошую любимую кисть. И если художник его находит, то он ухаживает за инструментом и улучшает его. Кисти тоже имеют свой почерк. А деревянный кончик кисти, помимо прочего, становится еще и инструментом мезенской живописи. Он используется как своеобразный тычок для нанесения таких мелких элементов, как «семя» и «капля росы». И даже если кисть уже выполнила свое предназначение, вы можете равномерно подстричь ее волосы, а затем использовать свой любимый инструмент в качестве того же мазка.
Мастеру также понадобится палитра в его работе. Краски необходимо перемешать, чтобы удалить излишки краски с кисти. В качестве палитры можно использовать обычное белое (плоское) блюдце, плитку или даже кусок оргстекла.
Дерево окрашено теми же красками, что и в живописи: маслом, темперой, темперой, анилином.
Основным материалом в росписи Мезени считаются краски. Дерево окрашено теми же красками, что и в живописи: маслом, темперой, темперой, анилином. Но лучше гуашь и темпера найти сложно, обычно они выбираются.
Окрашенное деревянное изделие необходимо окрасить. Краска защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и экстремальных температур. И дополнительный декоративный эффект краски отнюдь не лишний для готовой работы.
Элементы и символика мезенской росписи
Глубина многослойной символики картины привлекает внимание и интригует мифологическим прошлым северных народов античности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точка, находится строго на своем месте и имеет сакральное значение.
Здесь отражены три мира: подземный, земной и небесный, что составляет основу шаманизма народов Севера. Среди схематического изображения миров нашлось место для рисования схематических символов животных, птиц и природных явлений.
Если внимательно посмотреть на эти простые строчки, можно прочитать, что задумал мастер в своем произведении:
- прямая линия: указывает на земной небосвод;
- косые, исходящие из прямой линии — природа проявляется сквозь слезы неба: дождь, град и гнев стихии — грозы;
- волны и изгибы — отражают стихию бушующей воды;
- многочисленные короткие штрихи или пунктирные линии — первозданная стихия природы, показывающая ветер и воздух;
- спиральные мотивы — это символ, сочетающий в себе мощь энергии огня и солнца, пульсацию движения и быстротечность времени. Спираль — обычный элемент в природе, от галактик из потустороннего мира до оболочек. А в росписи этот знак сопровождает практически все модели.
Предметы, в частности прялки, схематично были разделены на три части. Каждая часть обязательно делится двумя параллельными горизонтальными полосами разной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.
Каждый элемент имеет определенное значение и расположен в определенном порядке:
- Отдельные рыжие кони или гоняющиеся друг за другом олени олицетворяют движение тела солнца по горизонту, которое является символом жизни. Если лошадь изображалась на крыше дома, это был оберег. Солнечные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в свое внеземное происхождение. Эти элементы мастера наносят в центр картины, выделяя их в больших размерах на фоне остальных.
- Птицы: гуси, утки и лебеди считаются душами мертвых, которые всегда рядом с миром живых.
- Цветы, плоды, деревья, семена — признаки плодородия Матери-Земли.
- Ель, сосна или лиственница — олицетворение мужской силы.
- Олени — небесные роженицы, дающие жизнь каждому сердцу, бьющемуся на земле.
Мезенская роспись – техника выполнения
Как в древности, так и сейчас мезенская роспись выполняется в несколько этапов:
- Изготовлением инструментов могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия покупали другие мастера.
- Раньше изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Поверхность дерева должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
- На дереве очертания мотивов наносились красной краской специальными деревянными тисками, преимущественно одним движением.
- Создав композицию и очертания, мастера перешли к более точному прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
- Когда дизайн был полностью нанесен, продукт оставляли при комнатной температуре для высыхания красок.
- В итоге картину Мезени покрыли льняным маслом для насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Чаще всего на прялках Мезени можно встретить изображение нескольких деревьев или одинокого стоящего, часто съеденного, дерева. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева расположены симметрично относительно центральной шахты, которая отличается относительно большими размерами. О том, что такой сюжет не случаен на прялке Мезени, свидетельствует тот факт, что такой же сюжет имеет место и в росписи антикварной мебели в мезенских домах.
Композиция в полосе
Ознакомившись со всеми вариантами лошадей, оленей, птиц, уток, лебедей, примерами геометрического орнамента композиции фриза мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.
На рисунке 14 композиция полосы симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.
Древо жизни изображено в центре и симметрично ему: лошади встают на дыбы и бегут с изогнутыми шеями и прямыми гривами. Как красиво и легко в исполнении! Вверху полосы беззвучно плавают гордые и процветающие лебеди с пышными хвостами.
Волнистые линии, черточки, завитки, кресты, звезды заполняли все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря быстро бегущих лошадей.
Техника нанесения рисунка
Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они нанесены. Центральное положение на фото взято из сюжета, который хотел передать мастер. Любое изображение разделено на несколько уровней, сверху нарисованы символы неба и солнечных знаков, на промежуточных уровнях «живут» представители местной флоры и фауны, а внизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы.
Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Послание, закодированное в необычных линиях, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно имеет какой-то скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создавать любую текстуру, используя различные элементы и меняя их положение.
Освоить технику росписи палашель несложно, главное детально изучить все символы и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы подробно демонстрируют процесс рисования сложных схем. Чтобы изобразить оригинальный орнамент, художнику необходимо вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит так:
- Для нанесения рисунка используются только необработанные предметы домашнего обихода из дерева. Краски — охра (красная), сажа или свинцово-красный (черный), которые используются до сих пор. В прошлом веке рисунки наносили специальной деревянной палочкой (тисками), птичьими перьями или кистью из человеческого волоса. Теперь используем обычные кисти.
- Дизайн аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сначала используется красный оттенок, а затем изображение обводится черной краской.
- Готовая картина покрыта льняным маслом, которое придает изделию блеск и золотистый оттенок. Такое покрытие способно надежно защитить конструкцию от воды или повышенной влажности.
Многослойное изображение позволяет мастерам показать все миры: небесный, земной и подземный. Например, внизу вы можете нарисовать оленя или лошадей, в центре вы можете добавить различных птиц, а вверху вы можете изобразить птиц в полете. Отличительная черта мезенского панно — разнообразие геометрических форм. Если рисунок нанесен с двух сторон, особое внимание следует обратить на совпадение линий. При этом фактура на тыльной и лицевой стороне может быть разной. Спереди мастера рисуют сцены из повседневной жизни народов севера России, а на обороте — прекрасный мир природы.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу наиболее распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение лошадей и оленей. Лошади на картинах Мезени более далеки от истинного прототипа, чем изображения лошадей на других крестьянских картинах. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, что, как известно, было необычно для лошадей. Тело черной лошади часто покрывали сплошной решеткой, что еще больше подчеркивало ее необычное происхождение. Неестественно длинные и стройные ноги лошадей заканчивались на концах птичьими перьями.
Лошадей часто изображали не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда рыцарей, сражающихся друг с другом, изображали на поднимающих лошадях. О том, что на прялках изображены лошади потустороннего происхождения, свидетельствуют и многочисленные солнечные знаки, размещенные дизайнерами над гривами и возле ног лошадей.
Изображения фигурок животных очень похожи друг на друга. Вся разница между оленями и лошадьми в том, что вместо гривы такими же черными штрихами за спиной прорисовываются разветвленные рога. Дети копируют предложенный образ оленя или лошади. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Что такое мезенская роспись?
Желание украсить свой дом и находящиеся в нем предметы обихода можно увидеть и в те времена, когда люди жили в пещерах. С развитием цивилизации народные промыслы стали использоваться еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в котором жили умельцы. Мезенская роспись — одна из таких оригинальных техник нанесения мотива на домашнюю утварь северных регионов России.