Элементы гжельской росписи на фарфоре и керамике: как выглядит посуда

Быт и уют

История промысла

Первое официальное упоминание о регионе было найдено в Калитинском Духовном Уставе от 1328 года, но показано, что поселения Гжели существовали и активно занимались различными ремеслами в XI веке, хотя гончарное дело не входило в официальный список обязанности перед судом государя. Основным поставщиком гжельской глины и готовой продукции для «аптечных нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главное отличие гжельской росписи — оригинальность и индивидуальный стиль. Вначале это были лепные игрушки и предметы домашнего обихода с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и ремесла развивались, совершенствовались. Появились декоративные тарелки и наборы тарелок, высокий кумган с дискообразным туловом. Распространился также небольшой пластик в виде кухонной утвари и игрушек, завораживающий простотой дизайна и изображений, пейзажами и растительными орнаментами.

С 19 века в Гжельском крае налажено производство полуфаянсов, что стало переходным периодом от традиционной майолики к тонкой майолике и фарфору. В декоре использована характерная подглазурная краска глубоких синих оттенков, однотонные узоры, полихромные узоры на эмали, обилие золота и уникальное покрытие кобальтовой шлифовкой.

Особой известностью пользуются изделия заводов Тереховых, Барминов, а также Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Мастера гжели

Коллекционеры со всего мира хорошо знакомы с техникой, творчеством, фамилиями и биографиями выдающихся древних и современных мастеров гжельского фарфора. Самые известные — Розанов, Царегородцева, Окулова. Музеи стремятся выставлять работы Азаровой, Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы экспонируются произведения Бессарабовой. Бесчисленные произведения разбросаны по частным коллекциям. У каждого мастера свой неповторимый бренд.

Цвета гжельской росписи

Особенность гжельской росписи — исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частичку себя и своего видения природы и окружающей среды.

Основные цвета:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, от небесно-голубого до глубокого и темно-синего;
  • безмолвный кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета: в процессе эксплуатации он черно-белый, а синие и кобальтовые оттенки проявляются только тогда, когда готовое изделие запекается при высоких температурах.

Основные цвета

краски гжельской живописи

Традиционный цвет гжельской росписи — ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Покраска осуществляется специальным составом на основе оксида кобальта. Готовый продукт окунают в белую глазурь, затем запекают при 1400 градусах. В результате эмаль становится прозрачной, а орнамент приобретает ярко-синий цвет, само изделие становится твердым и приобретает глянцевый блеск. На запеченную глазурь можно нанести тонкий золотой или платиновый орнамент, после чего изделие снова запекают.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Цветная надглазурная роспись, дополненная декором из золота и платины, цвет кобальта. Используется для творческих наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы использованы яркие цвета, эмалевые краски, также называемые майоликой. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, что требует от художника настоящего мастерства.
  2. Матовый кобальтовый фон завораживает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Основа фона — темно-синяя глазурь; Для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отображение традиционной гжели. Цветы и животные меняют цвет от синего к белому, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костно-белый фарфор — это изделие белоснежного цвета без декора или с тонкой платиновой или золотой краской. Допускается нанесение рисунков и надписей небольших участков цветными красками или всеми оттенками синего.

Способ изготовления посуды промысла гжель

Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Создается зазор — специальными щипцами на гончарном круге создается форма. Фарфоровая масса выливается в форму. Там вылетает. Каждый элемент тарелки (ручки для кувшина или миски с конфетами, мотивы для подсвечника или масленки) переливается в разные формы.

Приготовление и первое приготовление: объект вручную шлифуется, чтобы равномерно перекрывать рисунок, затем готовка, на которой блюда находятся в течение 8 часов.

Контроль и первая браковка: изделие окунается в фуксин, краснеет, обнаруживаются все дефекты или трещины. Если брак не может быть исправлен, его отправляют на расторжение.

Живопись: каждый мастер владеет своей уникальной техникой и в конце делает подпись работы. Затем он вручную окунает готовые блюда в парафиновую ванну, а затем в глазурь.

Второе приготовление — после обмакивания в горячую глазурь блюда готовятся 18 часов.

После всех этапов современная посуда принимает свою готовую форму.

Характерные черты росписи

Поверхность изделия полностью эмалирована;

  • Уникальное цветовое сочетание — красивые синие тона на белом корпусе;
  • Сложные геометрические формы и растительный орнамент;
  • Полностью ручная роспись.

Нанесение гжельских мотивов вручную — очень тонкая и элегантная работа. Главное, распределить в нем цвета и оттенки, чтобы получилась гармоничная композиция. В центре — фактура, от которой отходят элементы орнамента или фактурные линии.

Такие филигранные работы создают творцы, настоящие профессионалы своего дела. Их обучают в специальной художественной школе.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тема картины отражает восприятие мастером окружающего мира, является результатом развития светского народного искусства, вбирая в себя традиции и культуру. Художники в своих творениях сочетают элементы иконописи, бытовые сюжеты, наблюдения за природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

элементы гжельской росписи

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • оформление сюжета, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные — традиционные для Гжели сетчатые гребни, усики, жемчуг, капельки, шашки и отводки;
  • рисунки растений — злаков, ягод, цветов, бутонов, травы, веток;
  • животные (чаще всего птицы).

Что нужно для создания узоров на бумаге?

При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски Гжель не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:

  • толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что ухудшит внешний вид всей работы;
  • синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели
  • кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
  • палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только очистить руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
  • трафареты (особенно актуально, если рисовать учат ребенка, не обладающего художественными навыками).

Мотивы и элементы

Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), с ярко выраженными узорами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:

  • все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
  • строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
  • орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
  • если в контексте орнамента задействовано использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические гжельские элементы:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
  • многокомпонентные изображения с текстурой.

Техника росписи

Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.

Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обращать внимание на:

  • насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
  • положение стопки кистей на рабочей поверхности;
  • количество краски на кисти.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Техника росписи гжели традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
  2. Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
  3. Детализируйте изображение «волнистыми» мазками, предполагая чередование сильного и слабого давления на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов по краю рабочей поверхности.
  4. При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.

Приемы росписи гжели

Краска наносится сложными методами, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Старые мастера писали рассказы «на месте». В процессе рисования они рисовали, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:

  • направления нанесенных линий;
  • положение кисти при рисовании;
  • длина стопки используемого инструмента.

Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:

  1. Ситчик. Кончиком длинного волоса кисти прорисовываются мелкие детали.
  2. Китайский мазок. Вы берете два оттенка на большой кисти и непрерывно прокрашиваете рисунок, пока насыщенность не уменьшится.
  3. Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. В этом случае картина Гжели приобретает «тень».

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:

  • лист формата А4;
  • роспись гуашью;
  • кисти №1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • воды.

Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:

  1. Смешайте краску на палитре мастихином.
  2. Щетка для окунания No. 8 разбавленной темперой, чтобы с одной стороны было больше цвета.
  3. Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
  4. Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
  5. Волнистыми движениями сформируйте хвост.
  6. # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
  7. Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
  8. Эскиз переносится с бумаги на объект.

Особенности росписи под гжель

Использование двух тонов и уникальных изображений позволяет мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия перед нанесением на поверхность продуман до мелочей. В древности мастера не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчестве.

Роспись гжели выполнена оксидом кобальта. После выстрела он становится темно-синим. Для нанесения вещества используются кисти с беличьей щетиной. Предки современных мастеров черпали вдохновение в природе и пытались отразить в искусстве свой взгляд на окружающий мир.

Стилистику живописи можно разделить на три категории:

  • Орнамент.
  • Установки.
  • Участок.

В первом случае модель получается оригинальной, в ней четко прослеживаются ассоциации с природой. Самые распространенные украшения — это капельки, травинки, жемчуг. Сбоку должен быть нанесен узор «в клетку» — узор из синих квадратов.

Дизайн в растительной тематике стилизован. Обычно на изделие мастера наносят изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.

Сюжетная картина родилась в первую очередь из разновидностей. Это картинки из жизни людей: ярмарки, пейзажи, катание на санках.

Отличить от подделок

В первую очередь нужно обратить внимание на метки, которые всегда наносятся под эмалью, а значит, ее нельзя стереть.

Подпись и печать
Подпись и печать

На нем указывается логотип компании производителя или имя мастера, если работа оригинальная.

С годами бренд менял свой внешний вид. На экспорт шла продукция с английской печатью.

В советский период
В советский период

И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисовании: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, а несколько синих мазков случайным образом наносятся на поддельные изделия.

Читайте также: Какая кастрюля для компота самая удобная и практичная: критерии выбора и сравнение

Цветовая гамма гжельской росписи

Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники могут создать красивый рисунок, используя ограниченное количество цветов.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
  • золото (современная инновация художников, стремящихся расставить акценты в собственно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
  • платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

Все-таки сине-белая Гжель признана традиционной. Недаром ее прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным составом краски на основе оксида кобальта мазком кисти.

Чайник с золотом
Чайник с золотом

Окрашенное изделие окунают в белую эмаль и запекают в духовке при температуре около 1400 ° С. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает блестящий блеск и твердость, а рисунок предстает во всем великолепии, играя оттенками цвета от нежно-синего до темно-синего.

Сервис, гжель китайский завод
Сервис, гжель китайский завод

Иногда поверх уже приготовленной глазури на кобальтовый мотив наносится очень тонкий золотой или платиновый орнамент, и продукт снова запекается в духовке.

Особенности гжельской росписи

Живопись Гжели легко узнать среди других направлений. Его фирменный стиль — синие и голубые мотивы на ослепительно белом фоне.

Кобальт используется как краска для рисования. В процессе приготовления он приобретает свой характерный синий цвет.

В изображениях использованы геометрические пояса, цветочные мотивы и растительный орнамент. На крупных объектах можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигур людей и животных.

Фигурка из фарфора.

Ежик, корова и лошадь.

Рисунок на керамике нанесен вручную кистью. Это позволяет оксиду кобальта создавать изображения самых разных оттенков, от темно-синего до приглушенного.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи получил распространение в 18 веке появился, когда многие мастера стали проходить обучение на Гребенщиковском заводе в Москве. Все тарелки были расписаны орнаментом зеленого, желтого, синего и пурпурно-коричневого цветов на белом фоне. Обычно они изображали образы в стиле модного тогда популярного принта. Часто в центре картины была птица, дом, позже — люди и животные. Теперь эта картина потеряна.

Кувшины, лубок гжель
Кувшины, лубок гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же самый древний. Речь идет о росписи цветными красками, которые наносятся поверх глазури. Это особенно сложный и трудоемкий метод. Эти изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Пластина
Пластина

«Если в изделии присутствуют детали темно-синего цвета, то после варки отходов наносится кобальтовая подглазурная краска. После эмалирования и обжига при высокой температуре изделие окрашивается цветными красками и снова запекается в духовке, уже при более низкой температуре. Расписное изделие декорируют золотом и снова отправляют в духовку для окончательной фиксации рисунка».

Чайная пара
Чайная пара

Стоят такие гжельские тарелки довольно дорого, но они выглядят как «дворцовые».

Глухой кобальт

Удивительный эффект при взгляде на гжельскую роспись. Это похоже на «зеркальное отражение» обычного бело-голубого гжеля. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок бело-золотой краской.

Вазы кобальтовые
Вазы кобальтовые

Белый и костяной фарфор

Гжельский фарфор высшего качества. Пётр I и Ломоносов тоже восхищались его откровенностью. Поэтому завод «Гжель» производит чисто белые блюда или наносит на них нежный золотистый узор. Это делает его еще белее.

Сервис
Сервис «Пион»

Виды росписи гжель

В XVIII веке самой узнаваемой была популярная гжельская гравюра. Развитие этого типа связано с тем, что многие мастера стали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуда расписывалась орнаментом в зеленых, желтых, синих тонах. Также использовали пурпурно-коричневые краски на белом фоне. Основа образа — принты, которые в то время были очень модными. Например, в центре изображения может быть птица, люди, животные, дом. К сожалению, это ремесло уже не развивается, популярную гжельскую полиграфию можно считать утерянной.

Другие виды гжели:

  • Пальто. Старинный и очень красивый вид живописи. Мастера наносили цветные краски прямо поверх эмали. Это было сложно, работа была кропотливой. Причем готовить продукт приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена на такую ​​посуду будет очень высокой, но глазурь «Гжель» выглядит как посуда королевского сервиза.
  • Безмолвный кобальт. Он не очень знаком с традиционным восприятием гжели, но, тем не менее, является ее самостоятельной формой. Некоторые сравнивают непрозрачный кобальт с зеркальным отражением знакомой гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, затем наносит эмаль. После обжига на изделие наносится рисунок бело-золотой краской.
  • Костяной и белый фарфор. Еще один замечательный стиль гжельского искусства — чисто-белая посуда с золотым узором. Золото как бы усиливает белизну, подчеркивая его хрупкость и благородство.
  • Традиционная живопись. Сине-белая гжель — общепризнанный и известный вид народного промысла. У него второе название: «Синь России». Мастер создает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта в технике мазка. Уже окрашенное изделие необходимо окунуть в белую глазурь и запечь в духовке. После обжига глазурь меняется с белой на прозрачную, продукт приобретает блестящий блеск и стойкость, а дизайн проявляется максимально ярко.

Те, кого Гжель только начинает увлекать, пытаются найти в Интернете интересные факты о живописи. И чаще можно встретить рассказ, который, скорее, является рассказом. Когда в разгар своего расцвета живопись Гжели становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не открывая посторонним особенности техники. Хозяин завода даже нанял глупого мастера, который не мог раскрыть ноу-хау. Но когда заинтересованные лица напоили гончара, без слов ему удалось раскрыть все секреты производства.

Секреты росписи гжель

Интересный факт: Гжель прошла несколько этапов своего развития, и знаменитая синяя роспись на белом фоне — лишь одна из них. Однако обыватель уже не сравнивает Гжель ни с чем. Ведь именно такое цветовое сочетание стало основным определяющим фактором для данного вида росписи.

Предлагаем вам посмотреть видео, в котором мы расскажем о гжельской росписи, истории ремесла

Техника выполнения

техника росписи гжель

Главное правило техники росписи Гжель — только ручное выполнение рисунка. В работе художников используются краски белого, синего и синего цветов. Синий цвет используется более чем в 20 оттенках, для майолики используется пентаколор — белый цвет фона, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (марганцевая моль.

Набор инструментов художника очень прост: стеклянная палитра для смешивания оттенков, разные типы кистей, шпатели, баночки для смеси оксида кобальта. Классический узор кобальтом наносится подглазурной техникой, то есть после нанесения орнамент покрывается белой и запеченной эмалью. Для рисования орнаментов используется особый алфавит штрихов, который может иметь свои особенности у каждого мастера. В основе большинства моделей лежит капельный мазок, с помощью которого изображены листья, стебли, цветы. Теневой штрих — это обратный штрих в одном направлении с переходом от темной тени к светлой.

Самые популярные модели — роза Гжель с широкими размашистыми мазками и птичка.

Гжель традиционной синей краской составляет единое целое по форме, продукту и декору. Дизайн подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластик диктует, каким будет орнамент и его нюанс, что именно выразит художник в готовом изделии.

Способ изготовления изделий

Гжельская рыбалка требует от мастера лётной фантазии и смекалки. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или фаянс. Первые более хрупкие и тонкие.

Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:

  • Формирование произведения.
  • Подготовка к розыгрышу и первой стрельбе.
  • Контроль и проверка брака.
  • Рисование.
  • Рестарт.
Белый цвет создан по эскизам художника. Он изготовлен на гончарном круге с помощью специальных плоскогубцев. После того, как глиняный «слиток» сформирован, нельзя заливать жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.

Все детали изделия созданы в разной форме, поэтому мастер требует аккуратности и внимательности.
Далее следует подготовка к нанесению модели. Изделие отполировано, поэтому орнамент получился плоским. Затем промываются стыки разных деталей, неровности сглаживаются поролоновым валиком. Следующий шаг — приготовление в духовке. Процесс занимает восемь часов.

Контроль качества и проверка дефектов обязательны. Раствор Фуксина применяется для выявления дефектов. Он накапливается в неровностях продукта и приобретает интенсивный красный цвет. Это также помогает обнаружить швы низкого качества.

Для устранения недостатков используйте валик или нанесите шлифовку. Если дефект не удается исправить, продукт выбрасывают и переплавляют.

Затем начинается один из важнейших этапов: покраска. У каждого мастера своя уникальная техника рисования. Несущие части обработаны парафином. Для этого статуэтку погружают в теплый раствор. Затем продукт снова окунают в глазурь и отправляют на повторную варку. На это уходит около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению

Тематика рисунка

Темы изображения условно можно разделить:

  • Животные — чаще всего петушок, птицы;
  • Растения — травы, деревья, ветки, зерна, побеги или ягоды;
  • Орнаменты: традиционные сети, усики, бусы, жемчуг, шашки;
  • Состав сюжета самый разнообразный.
Оцените статью
Блог о посуде
Adblock
detector