- История промысла
- Расписываем доску городецкой росписью с детьми
- Инструменты для рисования
- Бумага
- Краски
- Кисти
- Цвета городецкой росписи
- Основные цвета по номерам
- Виды изображения цветов в городецкой росписи
- Как изобразить розу в городецкой росписи
- Элементы и мотивы городецкой росписи
- Мотивы «конь» и «птица»
- Сюжетная роспись
- Техника выполнения городецкой живописи
- Мастер-классы
- Рисование для ребенка
- Узоры для детей постарше
- Бутоны с листьями
- Цветы
- Конь
- Композиция
- Цветочная роспись
- Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»
- Сюжетная роспись
- История возникновения
- Откуда пришло городецкое искусство?
- Поэтапное выполнение городецкой ромашки
- Городецкая орнаментальная обводка
- Как правильно выполнять городецкий бутон
История промысла
Родина городецкой росписи — Поволжье. Жители деревень Хлебайха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других деревень украшали прялки резьбой, затем раскрашивали орнамент и продавали изделия на Нижегородской ярмарке. Со временем красочные мотивы полностью вытеснили резной декор, а яркие узоры стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий макет» появился только в 1930-е годы, когда появились произведения одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец — главный рынок крашеного инструмента. Мастера учли это обстоятельство, а модели отражали быт, обычаи, образы, связанные с городом. Со временем картина стала художественным воплощением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные мастера владели резьбой по дереву. Просторы леса позволяли мастерам использовать недорогой и удобный материал для создания своих шедевров. Расцвет мастерства связан с деятельностью Петра Великого, который просил украсить свои военные корабли резьбой и росписью. Со временем корабли перебазировали ближе к недавно завоеванным землям, и мастера стали искать другие направления применения накопленного опыта.
Расцвет городецких промыслов начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его целью было обновление росписи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживить» протеинами, использовать сразу несколько шариков с краской и другие техники.
Расписываем доску городецкой росписью с детьми
Детсадовцы обязательно оценят это направление искусства. Рекомендуется строить урок по следующей схеме:
- Расскажите ученикам некоторые факты из истории рыбной ловли.
- На каждой доске отметьте центр и нанесите карандашом точку.
- Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
- После высыхания краски тонкой кистью нанесите белые полосы.
- Заполните оставшееся место на доске различными завитками.
- Контур изделия следует прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Такое занятие принесет детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, доску лучше покрасить. |
Инструменты для рисования
Истинные мастера говорят, что самое главное в их работе — это душевное состояние. Он должен быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая ожидает нас в ближайшие несколько минут.
Современный человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при большом желании, не может на короткое время отказаться от повседневных мирских забот и проблем, как это сделали искусные иконописцы несколько веков назад. Однако вам нужно научиться сосредотачиваться на творчестве.
Начать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:
Появление | Описание |
Стол | Городецкие мастера отличаются от хохломских и богородских мастеров тем, что во время работы могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность не должна находиться на уровне колен сидящего человека. У хохломских и богородских мастеров длинные столы, у городецких мастеров — столы обычной длины.
Начинающим творцам рекомендуется сделать стол шире, желательно с подставкой для ног |
Стул | Стул, на котором будет сидеть художник, должен быть таким, чтобы лучи света находились с левой стороны |
Осветительные приборы | Лучше отдать предпочтение естественному свету. Для этого можно сесть возле окна, за которым светит солнце. Если такой возможности нет, можно использовать осветительный прибор. Лампа должна быть яркой и располагаться так, чтобы холст, на котором планируется рисовать, равномерно освещался.
Все области этого холста должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый устройством, будет близок к естественному |
Комната | Одно из главных условий — рабочая зона должна хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к аллергической реакции из-за длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и другими химическими веществами, которые не очень полезны для здоровья |
Специалисты рекомендуют, во избежание чрезмерных нагрузок в процессе работы, сразу же привыкнуть к рабочему положению.
Для этого художнику необходимо:
- располагаться прямо;
- слегка наклоните голову;
- проверьте, чтобы расстояние между глазами и полотном было чуть больше 30 см;
- в процессе прорисовки как кистью, так и всей верхней конечностью, начиная с предплечья.
Иногда художник держит руки в воздухе: левой рукой он держит деревянное изделие, а правой направляет саму картину. Иногда предплечья мастера упираются в поверхность стола. Это происходит, например, при росписи обеденной тарелки.
Перед началом работы необходимо правильно разместить на поверхности стола все оборудование, которое вы планируете использовать. Если этого не сделать, проблема начнется во время работы. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго рутинный порядок размещения красок и инструментов для рисования на столе.
Это означает:
- место перед мастером свободно. Здесь будут размещены предметы, которые понадобятся для работы;
- необходимо выделить пространство около 0,5 кв.м для размещения 2-3 небольших досок. Они должны лежать, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может поставить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые нужно красить;
- недалеко от продуктов разместите баночки с красками и палитрой. Последнее интерпретируется большой стеклянной или пластиковой пластиной. Главное условие — его поверхность легко чистить;
- поставить на стол емкость с водой и положить небольшую тряпочку.
Для начинающего мастера основными инструментами станут кисти, бумага и краски.
Бумага
Требуется белая бумага. Вы можете взять лист из школьного альбома.
Краски
Городецкие мастера выполняют элементы росписи масляными красками, поэтому вы можете последовать их примеру. Однако начинающему художнику рекомендуется использовать для рисования гуашь. Это может быть комплект для школьников.
Черный, белый, алый, вишневый и ярко-синий используются в чистом виде, а желтый, темно-зеленый и красный используются для новых цветов. Если правильно их смешать, получится городецкий ряд.
Для работы вам также понадобится киноварь. Это материал ярко-красного цвета. Это дорого, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари сделать хорошую роспись не получится.
Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед нанесением 2-го слоя необходимо дождаться полного высыхания ранее нанесенного слоя. В противном случае изображение приобретет белесый оттенок.
Кисти
Мастера красят деревяшку разными кистями. Их точное количество и размер зависят от техники, которая будет использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием шедевра художники могут работать несколько дней.
Все щетки необходимо ставить на специальные деревянные подставки.
Городецкая роспись (элементы изображения выполняются без макета) потребует для работы 3 художественных кисти:
- белки под нет. 2 или п. 3;
- столбчатый под п. 1 или n. 2;
- мягкотелые флейты.
После работы каждую кисть необходимо тщательно вымыть и просушить.
Цвета городецкой росписи
Изначально для росписи использовались яичные краски. На смену им пришли композиции маслом, темперой и гуашью. Красящий состав наносился на холст в больших местах, без предварительного формирования четких контуров.
Изначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Впоследствии, после Второй мировой войны, в качестве основы была выбрана необработанная древесина. Это позволило осветлить рисунки, придав им прозрачность.
- Замалевки. Для узоров в виде ягод и цветов используются следующие цвета: охра, розовый (смешение красных и белых тонов), чисто красный, бордовый (красный и черный), синий (синий и белый), синий. Для украшения листьев используется чистый зеленый цвет. Небольшие листочки и завитки иногда украшали коричневой краской.
- Теневка. Основные цвета — черный, коричневый и синий. Используя глубокий черный тон, на фоне которого были нарисованы ключевые элементы орнамента, удалось добиться яркого и достаточно контрастного рисунка. Если в качестве оттенка использовать коричневый тон, картина получается более светлой и нежной.
- Выпускать. Белый использовался для смягчения. Желтый оттенок использовался реже. Это было необходимо только в том случае, если на листьях были сделаны объемные акценты.
Основные цвета по номерам
Основные цвета, которые традиционно используются в городецких орнаментах:
- Охра (# CC7722);
- Розовый (# FFC0CB);
- Красный (# FF0000);
- Синий (# 00BFFF);
- Синий (# 964B00);
- Белый (#FFFFFF);
- Зеленый (# 00FF00);
- Черный (# 000000);
- Желтый (# FFFF00).
Виды изображения цветов в городецкой росписи
Цветочная живопись обычно начинает учиться ремеслу — цветы рисовать проще, чем сложные композиции фактур.
Элементы цветочной росписи:
- розеан — самый крупный цветок;
- купавка — самый распространенный цветок в городецком искусстве, если центр розы находится посередине, то в купавке он смещен влево или вправо;
- бутон — маленькая роза;
- розовый — увеличившийся бутон;
- ромашка — это многолепестковый цветок, который может быть неожиданной окраски.
Помимо цветов, в работах городецких мастеров можно увидеть характерные листья, которые в сочетании друг с другом образуют кусты. Этот мотив встречается в «букетах» и гирляндах, в вазонах и фризах. Городецкие цветы всегда будут окружены листьями. Каждый из этих листочков имеет простую и неприхотливую форму — очертаниями он похож на тыквенное семечко. Интересно, что, хотя более поздние мастера усложняли узоры и фактуры старинной росписи, карты оставались очень простыми и скромными в исполнении.
Что касается фона, мастера XIX века предпочитали синий и зеленый, синий и желтый, но черный был менее распространен. Сами цветы были красными, синими, малиновыми, синими, пурпурными, желтыми и т.д.
Читайте также: В чем хранить молотый кофе в домашних условиях: как правильно
Как изобразить розу в городецкой росписи
Другое название изделия — шиповник. Его можно нарисовать на цветном фоне, но есть вариант рисовать на неокрашенном дереве.
Пошаговый рисунок нарисованной розы на фоне:
- Завершите круг красного яблочка. Прикрепите скобки лепестков к кругу (с нажимом). Каждая скобка устроена так, что внутри нее виден фон.
- Центр розы состоит из пятнистого круга и полумесяца, за которыми следует узор из лайма. Белый мотив включает тычинки, брекеты и жемчуг».
- Молнию в середине розы можно выполнить не только «жемчугом», но и тонкими параллельными штрихами.
Элементы и мотивы городецкой росписи
Есть три основных типа композиций. Это «чистый» цветочный рисунок, композиция с включением «конского» мотива и картина со сложным сюжетом.
Растительный орнамент выполнить проще всего. Элементов орнамента несколько:
- «Букет» — это симметричное изображение. Это небольшие композиции из 1–3 цветов. Украшать ящики, шкатулки, чашки, солонки, чашки, миски;
- «Гирлянда» — разновидность «букета», когда в центре располагается крупный цветок, а вокруг него выстраивается композиция из более мелких цветов;
- «Ромбо» — разновидность «гирлянды». Несколько крупных цветов образуют центр, а листья и бутоны сморщиваются в верхней части ромба. Орнамент часто украшает большие сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
- «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего уровней. Орнамент может быть образован полосой цветов одинакового размера или растительными элементами разного цвета, формы и типа;
- «Гирлянда» — разновидность «цветочной ленты», но только закрытого типа. Обычно украшает поверхности тарелок, подносов, шкатулок, винных бочек.
Мотивы «конь» и «птица»
Различают симметричные и асимметричные композиции. Птиц и лошадей часто помещают в центр цветущего дерева или обрамляют венком. Есть наборы товаров, на каждый из которых есть сразу несколько причин. Например, курица и петушок или две лошади разных мастей.
Подобные узоры наиболее эффектно смотрятся на черно-красных полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парный образ птиц олицетворяет гармонию и благополучие в семье. Лошади символизируют успех и благополучие.
Сюжетная роспись
Рисунки предметов размещаются на крупных объектах: сундуках, тарелках, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и торжеств, свадьбы на фоне богатого стола, столов с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались к публике, что часто делало излишне сложные композиции несколько неправдоподобными.
Любимая тема рисунков — экстерьеры домов с резными ставнями, световыми плитами, каминами. Картину дополняли колодцы, плетеные изгороди с цветами или кувшинами и сидящие петухи. Кроме того, полотно можно было «обогатить» изображениями других животных: собак, кошек, кур с цыплятами.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая изначально грунтована желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «обесцвечивается», таким образом удваивая количество цветов в палитре.
На поверхности тонкими линиями карандашом прорисовываются основные линии картины. Особое внимание уделяется «узлам» изображения, то есть самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали служат связующим звеном для больших моделей и могут выполняться во время импровизации.
В узлах широкой кисти краски они образуют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. На светлые пятна наносится более темный цвет. Вся картина состоит из простых элементов: скоб, арок, спиралей, мазков, капель и самого фонового рисунка.
Завершающий этап — нанесение контрастных штрихов и точек (черных или белых) на готовый рисунок. Этот шаг выполняется тончайшей кистью. Как только полотно высыхает, картина «фиксируется» толстым слоем краски.
Мастер-классы
Тем, кто желает развиваться в городецкой живописи, следует знать следующие факты об этом искусстве:
- в основе сюжета — растительные мотивы, изображения животных и массовые композиции. Раньше мастера любили ловить быков, кошек, львов и лошадей. Элементы сюжета часто использовались в живописи, в изображениях народных фестивалей;
- палитра тонов широка и разнообразна. Ранее использовались яркие оттенки зеленого, синего и красного цветов;
- наличие символики в картине. Например, цветы означают здоровье и благополучие, необычные птицы — счастье, а черные кони — богатство и благополучие.
В городецкой росписи выделяют 3 основных типа композиции:
Тип краски | Описание |
Цветок | Это должно быть:
|
Участок | Это один из самых сложных типов, поскольку он отображает множество мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты праздников, вечеринок, торжеств, событий современной жизни |
С животными или птицами | Обычно это цветочные мотивы с изображением птицы или лошади. Им свойственна симметрия или асимметрия |
Одна из особенностей городецкой росписи — рисунок выполнен без модели. Рисующий плавно водит кистью по дереву или бумаге. В этой картине использовано много разных техник.
Может быть:
- широкие мазки толстой кистью;
- тонкие линии;
- эффективные мазки кисти средней толщины.
Схема работы следующая:
- Обозначьте примерные размеры предполагаемой композиции. Для этого удобнее использовать не краску, а простой карандаш. Если что-то пойдет не так, можно удалить строчку ластиком. Однако для рисования макета карандаш не используется. Помогает лишь очертить габариты всех моделей, которые войдут в композицию.
- Обведите контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, правильная.
- Тонкой кистью и светлой краской создайте узлы на изображении. Для мастеров это легкая масляная краска, при работе новичка допускается использование легкой гуаши.
- Нанесите более темные цвета на светлые участки. Это одна из главных особенностей городской живописи.
- Изображение многочисленных точек, кругов, спиральных линий, штрихов. Все это необходимо для «оживления» образа. Сами городецкие мастера называют эти элементы «возрождением».
Рисование для ребенка
Городецкая роспись (для детей доступны элементы беговой росписи) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:
- Создайте эскиз фрески. Для этого с помощью краски наметьте размеры будущей композиции и ее основных компонентов. Если в качестве холста выбрана деревянная поверхность, рекомендуется сначала нарисовать размеры на бумаге. Готовую композицию будет проще перенести с бумаги на деревянное изделие, чем сразу наметить размеры на дереве.
- После создания орнамента на бумаге или дереве выделите главный центр композиции.
- Подумайте, какие цветовые модели войдут в созданную композицию.
- Определившись с цветовым решением композиции, начинается подробный рисунок. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.
Детям, которые только начинают рисовать вообще и делать городецкие выкройки в частности, рекомендуется выбрать что-нибудь попроще. Можно, например, нарисовать солнышко.
Из-за этого:
- В центре нарисуйте круг красными цветами.
- Нарисуйте многочисленные прямые линии по кругу, идущие во все стороны. В то же время обратите внимание на важное условие для живописи Городца: лучи должны иметь одинаковую длину и одинаковую ширину.
- Если работа ведется по дереву, а не по бумаге, то на завершающем этапе нанесите краску на всю поверхность.
Узоры для детей постарше
Дети, которые пойдут в 1-й класс, могут выбрать модели среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет скучно и работа, которая поначалу сулит много интересного, будет брошена.
Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, которая не займет много времени, после чего следует выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря этой росписи ребенок сможет самостоятельно сделать, например, закладку для книги.
Рисунки можно делать на бумаге или на деревянных досках. Также можно украсить городецкой краской неглубокие деревянные тарелки.
Это требует:
- Простым карандашом нарисуйте размеры всей композиции и отметьте ее центр.
- Начните рисовать цветок. В отмеченном ранее центре нарисуйте красный кружок.
- Смешайте красную темпера с белой. В результате получился розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисуйте второй круг. По площади он должен быть больше 1.
- Покрасьте круг красной краской.
- Снова нарисуйте круг розовой краской. Тогда цветок благодаря стараниям юного художника обретет разноцветную сердцевину.
- Нарисуйте лепестки, расположенные вокруг круглой сердцевины. Для этого подойдет зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, затем постоянно чередовать зеленые и коричневые лепестки.
- Светло-зеленой краской нарисуйте лепестки изнутри. Для его получения просто смешайте зеленую гуашь с белой. Окрашивать лепестки светло-зеленой краской нужно тонкой кистью.
- Если работа велась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.
Бутоны с листьями
Городецкая роспись (изобразительные элементы доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листьями. Для этого лучше всего использовать круглую основу, окрашенную под дерево.
Этапы проектирования следующие:
- Нарисуйте 1 круг чуть ниже центра круглой основы. Слева и справа от него чуть выше выложите еще 1 круг поменьше.
- Розовой краской изобразите центральный круг. Боковые круги можно сделать синими. Если цвет не нужен, смешайте 2 цвета, чтобы получить его.
- На верхнем крае большого розового круга нарисуйте маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
- Такой же оттенок необходимо сделать на 2 крайних синих кружочках. В этом случае используйте не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее больших, над которыми они изображены.
- Завершите центральный круг лепестками и отметьте синие арки на боковых.
- Чтобы изобразить лепестки вокруг бутона розы, используйте красную краску, которую использовали для заливки на предыдущем шаге. Лепестки должны быть закругленными. Их количество может быть разным, например 8.
- Используйте синюю краску, чтобы создать виски на боковых синих кругах.
- Переходим к изображению листочков и веточек. Скраб поможет создать аккуратные симметричные листья.
- Слева и справа от центрального бутона нарисуйте по 2 продолговатых зеленых листа.
- На сине-голубых бутонах нарисуйте первую ветку, каждая из которых имеет по 5 маленьких листочков. Эти веточки должны быть в верхней половине круглой основы.
- Чтобы «оживить» изображение, используйте тонкую кисть. Легкими прикосновениями нанесите на поверхность точки, мелкие капли, штрихи, дуги. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «жизни» не должно быть слишком много.
Цветы
Городецкая роспись (наиболее распространены элементы росписи в виде цветов) красками может быть изображена в следующих этапах:
- Определитесь с материалом, который будет использован в качестве полотна.
- Выберите краску для рисования. Главное помнить при выборе — рисунок должен быть цветным. Чем ярче цвета будут задействованы в этой работе, тем лучше.
- Когда материалы выбраны, начинайте отмечать размеры будущей композиции и центры цветов. Делается это простым карандашом.
- Обведите кружок вокруг каждого центра, отмеченный яркой краской.
- Лепестки расходятся от центра к краям круга. На каждый цветок может быть по 12 штук. Чтобы нарисовать лепестки, используйте краску темнее сердцевины цветка.
- У каждого цветка должен быть лепесток. Чтобы нарисовать светло-зеленые лепестки изнутри, используйте тонкую кисть.
- Очертания нарисуйте темной краской, но она не должна быть черной.
- Ягоды, которые можно изобразить синей краской, станут хорошим дополнением к этой композиции из Городца. Их стоит разместить возле цветов.
Конь
Лошадь часто появляется на картинах Городца.
На рисунке изображено пошаговое создание коня на Городецкой росписи.
Вот как можно сделать этот элемент:
- Подготовьте черную или коричневую краску.
- Прежде чем приступить к рисованию лошади, сделайте подходящий фон. Поскольку сама лошадь будет темной, фон должен быть светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
- Чтобы начать рисовать лошадь, начните с рисования туловища. Для этого используйте кисть среднего размера.
- Сначала нарисуйте контур, а затем раскрасьте.
- Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, используйте более тонкую кисть.
- Отдельно нарисуйте копыта лошади.
- Нарисуйте гриву. Для этого лучше всего нанести красную краску.
- Чтобы украсить и дополнить композицию, сделайте красивый орнамент. Он может играть роль рамки, в которую заключен рисунок. Вы также можете нарисовать лошадь, бегущую навстречу солнцу.
Городецкая роспись — одно из старейших художественных промыслов России. С помощью этих цветочных трафаретов можно создавать красивые узоры и орнаменты.
Часто элементы этого мурала используются для создания красивых цветов, гордо размахивающих великолепным павлиньим хвостом и другими птицами. Такая работа подарит художнику массу положительных эмоций. Главное творить с душой. В этом случае даже новичок сможет получить настоящий шедевр.
Композиция
В городецкой живописи есть три типа композиции:
- цветочная роспись;
- цветочная картина с включением мотивов «лошадь» и «птица»;
- текстурная роспись.
Такое деление условно, так как роспись фактуры не обходится без растительных мотивов, она разная по схемам построения. И даже если изделия с краской «Городец» сделаны на основе одного состава, но в разных цветах, сходство можно не сразу уловить.
Цветочная роспись
Этот вид самый используемый, самый простой в исполнении. В менее сложном варианте можно изобразить за работой одиночный цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу растительного орнамента, а крышку украшают вписанными в круг цветами. На крышках хлебных корзинок цветы обычно помещают прямоугольником или ромбом.
В растительном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные виды орнамента:
«Букет» — изображен симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или тарелках.
«Гирлянда» — это своего рода «букет», когда в центре один-два крупных цветка, от них расходятся более мелкие с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу или иметь форму полумесяца (в угловых заставках). Этот вид композиции растительного орнамента часто используется для росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, тарелок, детской мебели.
«Ромб» — один из вариантов «гирлянды», когда в центре написаны один или несколько цветов, образующих центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершине ромба, находятся по его воображаемым краям. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на прямоугольных разделочных досках, сундуках, скамейках, дверцах шкафов и ящиках для хлеба.
«Полоска цветов» — сохранилась в Городецких ремеслах еще и расписными прялками, где она делила верхний и нижний ярусы. В зависимости от продукта, на котором он написан, он может представлять собой повторяющуюся ленточную композицию из цветов одного размера, разделенных парами листьев, или одну и ту же композицию, в которой они чередуются: цветы одного размера, но разные по дизайну. ; цветки одинакового размера, но разные по окраске; цветы, разные по модели, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи громоздких предметов, например, круглых коробок. Сюжетные композиции обведены узкой орнаментальной полосой. Самая широкая полоса — средний ярус в трехъярусной композиции.
«Гирлянда» — напоминает «цветочную полоску», но закрывается только по краю тарелки или крышке коробки. Цветочные композиции обычно симметричны в расположении мотивов и распределении красок.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»
Как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением лошади и птицы узоры могут быть симметричными. Их можно найти по бокам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда среди симметрично нарисованных растительных орнаментов встречаются две несимметричные по рисунку птицы, иногда разного цвета. Иногда, когда мастер выполняет композицию из нескольких предметов (например, разделочных досок), в композиции двух крайностей проявляется симметрия. На крайних досках могут быть изображены разные цветочные мотивы, либо при написании птиц будут использованы два мотива: «петух» и «курица».
Примечание: изображения «петух» и «конь» — символы солнца, пожелания счастья. Образы «петух» и «курица» символизируют благополучие семьи, желают семье много детей.
Сюжетная роспись
Выполняется на крупных предметах: панно, сундуках и больших ящиках, разделочных досках и посуде. Композиция похожа на композицию подарочных прялок, например, роспись на двух или трех уровнях (в верхней части основной сюжет написан с вечеринкой, свиданием, прогулкой, путешествием и т.д., в нижняя часть, сюжеты помогают разобраться в этой теме). Центральная часть, разделяющая уровни, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант — изображен основной сюжет в окружении цветочной полосы.
Интерьеры: на заднем плане окна с обязательной вставкой стола изображены сцены вечеринки, чаепития, свадьбы. Стол наполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию можно включить шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко можно найти изображения, распределенные на три четверти.
Внешний вид: дома со ставнями и резной обшивкой, камины украшены резными петухами, колодцы с крышами, украшенными конскими головами. Чаще всего сцены прогулок, прогулок и свиданий не делятся на части. Панно воспроизводит целые улицы с домами, заборами, церквями, растительные мотивы в виде деревьев.
Часто рядом с главными героями можно встретить изображения животных: собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, крупнее второстепенных, часто выделяются цветом.
История возникновения
Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX веках в Нижегородской области. Было много талантливых резчиков, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этом же районе славились ярмарки деревянных изделий.
По сюжету, сначала в каждом селе отмечали день Ивана-Купалы и, помимо массовых гуляний и зажжения костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году — на Ивана-Купале. Жители не знали, что это на самом деле, и поэтому наделили его индивидуальной тенью.
Позже нижегородские мастера украсили деревянные изделия изумительными цветами папоротника. Для одних они были ярко-красными, для других — солнечными, а для некоторых — черными. Их называли купава с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом достаток и счастье.
Даже в те времена в каждом доме была раскладывающаяся прялка. Поработав над ней, дно, на котором закреплялась гребенка, вешали на стену. Чтобы привлечь к себе внимание, его начали украшать краской. По мере того, как ткани дешевели, прялки были скрыты, а мастера-резчики, помимо дна, начали украшать другую посуду причудливыми изображениями, включая тарелки, мебель и детские игрушки.
Откуда пришло городецкое искусство?
История одного из высших достижений народного искусства — городецкой росписи — началась в 19 веке. Крестьяне жили на двух берегах Волги в деревнях Курцево, Савино, Косково и других, которые изготавливали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.
И они украсили эту скульптуру, чтобы сделать свои творения ярче.
Позже декоративный мотив полностью вытеснил резьбу по дереву с прялок, и такое расписное искусство стали называть «нижегородской росписью», а тех же мастеров — «курцевскими красильщиками».
Это интересно! Не все знают, что учреждение резьбы по дереву в Городце связано с Петром I, который попросил украсить каждый корабль резьбой по дереву, демонстрируя русскую мощь и талант русского народа. По мере приближения строительства к берегам морей в 18 веке русские мастера нашли еще одно применение своему таланту — они начали делать деревянные ложки и миски, чашки и прялки.
Городецкая роспись считается расцветом с появлением в селе Курцево в 1870 году иконописца из Городца по имени Огуречников, которого пригласили возродить роспись Курцевской церкви. Именно он научил местных ремесленников наносить цвета послойно, оживлять изображение лаймом и придавать выразительности рисунку.
Начав рисовать прялкой, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать полученные навыки по тарелкам, корзинам, детским игрушкам и ящикам. В домах появились пышные букеты, вороные кони и экстравагантные птицы. На дереве «пили чай» и «гуляли».
Лишь в 30-х годах ХХ века у этого рисунка на дереве появилось название, которое мы знаем и слышим сегодня — «Городецкая роспись», а все благодаря тому, что такая декорированная домашняя утварь продавалась в близлежащем городке Городец, и мастерские работали.
Коль девочка на столе
Или жирным шрифтом,
Чудо-конь и чудо-птица, —
Так это Городец!
Поэтапное выполнение городецкой ромашки
Цвет выбирайте, например, оранжевый, он станет хорошей основой для цветка.
В Городецкой росписи ромашка нарисована следующим образом:
- Выполняется круг (в идеале таким же замыкающим движением).
- После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным. А в центре оранжевого кружка небольшой пестрый кружок.
- Затем отбеливание проводится в 4 этапа: точка отбеливания и отбеливающие «жемчужины» в центре пятнистой чашки, оранжевый кружок с прижатыми отбеливающими скобами и светлый многолепестковый цветок в центре. По внешнему краю цветка скобы с надавливанием уже крупнее. И завершается прореживание легкими штрихами извести между скобками внешнего края.
Таким ажурным цветком можно украсить любой венок или «букет».
Городецкая орнаментальная обводка
В городетском живописном искусстве большое значение имеет контур — рамка с орнаментом, в которую, так сказать, вставлена фактура картины. Городецкий орнамент представляет собой сочетание полозьев, веревок, рядов скрепок и т.д. Принят в Городце и обведен черным контуром, где прямая линия чередуется с легким волнистым узором. При выполнении приема мастер последовательно чередует тонкую линию и линию с нажимом.
Пограничный образ Городецкая живопись особенная и неповторимая. Вороные кони, птицы с экстравагантными хвостами, роскошные цветочные гирлянды — все это картины Городца.
Техника нанесения рисунка
Городецкая роспись — это немелованное изображение в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть ярких оттенков. Художник карандашом очерчивает модель, размеры, основные элементы. А опытные мастера сразу рисуют красками без эскиза. Основные части композиции выделены светлыми тонами: нанесена фоновая краска (цветные пятна, круги, очертания листьев), толстые мазки (тени), детали рисунка (лепестки, линии одежды). Побеги и листья прорисовываются между мельчайшими деталями. Завершение — нанесение оживляющего (белого) или разбавленного (черного) лака — наносятся точки и штрихи. После высыхания готовое изделие покрывается бесцветным лаком.
Как правильно выполнять городецкий бутон
Работа должна быть выполнена масляными красками, если вы хотите полностью повторить опыт городецких мастеров. А для этого, прежде чем рисовать цветок, нужно точно понимать, какие цвета вы будете использовать. Если смешать белый и киноварь, получится розовый. Когда белый и кобальтовый синий смешиваются, образуется синий цвет. И когда желтый и красный оксид железа сольются, получится светлая охра. Если, наконец, смешать желтый и оксид хрома, добавить красный оксид железа, получится зеленый Городец.
Нарисовать бутоны в Городецкой росписи нужно так:
- Сначала наносится грунтовка — кистью на основе рисуются круги ровного, однородного цвета.
- Следующий этап — растушевка черной и бордовой красками.
- Расслабление (белевка) — это последние штрихи бутона, от положения белого цвета зависит, в какую сторону распустится цветок.
Сначала потренируйтесь на бумаге — создайте для себя цветочные рецепты, в которых элементы будут повторяться многократно. Это приводит к автоматизму скобок, точек и кружков, которые наносятся легкими надавливаниями, резкими штрихами.