- Из чего изготавливают фаянс
- Что лучше, фаянс или фарфор?
- Семикаракорская керамика
- Виды фаянсовых изделий
- Отличительные черты фаянса
- Фарфор и фаянс — отличия
- Отличительные особенности
- Российский фаянс
- Конаковский фаянс
- Семикаракорский фаянс
- Фаянсовая сантехника
- Фаянсовая посуда: состав и качество
- Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда
- Что лучше — фаянс или фарфор и как их различить
- Преимущества керамической фаянсовой посуды
- Как делают фаянсовую посуду?
- Уход и хранение столовой фаянсовой посуды
- Ассортимент
- Как отличить фаянс от фарфора
- Плюсы и минусы
- История материала
- Путь изготовления
- Как выбирать фаянсовую посуду
- Больше керамики, хорошей и разной!
- Конаковский фаянс
Из чего изготавливают фаянс
Стоит отметить, что ранее использовавшийся для производства состав существенно отличается от сегодняшних образцов. Если сейчас я использую для производства каолин (глину), кварц и шпат, то в древности сырье состояло из кварцевой гальки с добавлением извести, соды и медной руды.
Майолика и фарфор — разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут их различить с первого взгляда. Главной особенностью фарфора считается однородная структура, без пористости, идеального белого цвета. Этот материал полностью водонепроницаем. Структура майолики более белая и неправильная. Если посмотреть на такой предмет на свету, он не засияет, как в случае с фарфором. При легком ударе слышен мягкий приглушенный звук.
Есть такие виды майолики:
- Глинозем: в составе только глина и кварц.
- Известняк: состоит из глины, гипса. Этот вид готовится очень осторожно при низких температурах.
- Шамот: изготовлен из глины и шамота (шамота), сохраняет свои свойства долгие годы, долго не теряет красивый внешний вид.
- Полевой шпат: изготовленный из полевого шпата и глины, этот тип является наиболее популярным и распространенным. Выпечка происходит при высоких температурах, изделия более плотные и надежные.
Что лучше, фаянс или фарфор?
Оба материала имеют схожие внешние характеристики. Неслучайно отличить их может только опытный человек. Основными факторами при выборе того или другого являются стоимость и прочность. Благодаря своей структуре терракота более хрупкая, чем фарфор. Цена на керамические изделия в 1,5 и даже вдвое больше стоимости инструмента с такими же характеристиками.
Изящнее смотрится фарфор, к тому же толщина стенок такой посуды меньше. В фаянсовой посуде пища благодаря своей пористости быстро остывает. Однако по наблюдениям многих покупателей фарфор, произведенный в наше время, хуже старого, а для терракоты существенной разницы не заметили. Окончательное решение остается за потребителем, ведь и у фарфора, и у фаянса есть достаточно достоинств и недостатков.
Семикаракорская керамика
Семикаракорская майолика — яркое художественное явление земли Донского. В Ростовской области издревле производят керамику. Многие археологические находки свидетельствуют о существовании ремесленных гончарных мастерских в Семикаракорске с дохристианских времен.
Художественный стиль Семикаракорской майолики отличается оригинальной росписью, цветочными букетами и орнаментами, природными сюжетами и историческими мотивами. Мастерам в своих рисунках удалось передать всю красоту и мощь своей земли, традиции Дона, дух казачества.
Благодаря высокому уровню художественного мастерства Семикаракорская майолика считается произведением искусства во всем мире.
Виды фаянсовых изделий
В наши дни майолика используется практически повсеместно. Это связано не только с невысокой стоимостью, но и с простотой изготовления такой продукции. Чаще всего блюда терракотовые: салатники, тарелки для закусок и вторых блюд, миски, миски для сельди, подставки для хлеба и выпечки, подливки, котелки для бульона и супницы, чашки для горячих напитков, молочники, кружки, солонки и сахарницы. Часто в наши дни в магазинах можно увидеть огромный ассортимент архитектурных элементов из терракоты, облицовочной плитки, туалетов. Такие предметы интерьера свидетельствуют не только о хорошем вкусе хозяина, но и о его финансовом благополучии.
Отличительные черты фаянса
Изделия из терракоты отличаются большим весом и толстыми стенками. Несмотря на это, пластины хрупкие и трескаются даже при незначительном ударе о твердую поверхность. Недопустимо подвергать майолику экстремальным температурам. Если материал не обрабатывать красками или эмалью, он никогда не будет идеально белым. Достоинства: этот материал не впитывает неприятные запахи. Он также считается гигиеничным для использования детьми или людьми, страдающими аллергией.
Обжиг производится только один раз, и при определенном составе терракоту не нужно подвергать воздействию высоких температур. После нанесения декоративного слоя посуду снова ставить в духовку не нужно. Фаянс — один из тех материалов, которые можно декорировать в технике декупаж. Если слегка удариться о край глиняной чашки или тарелки, звук будет приглушенным и длиться недолго.
Фарфор и фаянс — отличия
Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно точно определить при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.
Первое важное свойство майолики — «собственное» звучание. При прикосновении к деревянной палке терракотовый предмет издает глухой звук. А фарфор всегда «ответит» мелодичным звонком.
Второе свойство — объемность форм и нечеткость рельефов, к тому же терракота всегда толстостенная. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких четких деталей. Предметы непроницаемы для света, сквозь их стены невозможно увидеть свет.
Третье свойство — майолика никогда не бывает белого цвета. Кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала всегда можно наблюдать на изломе.
А если совсем коротко, изделия из терракоты имеют тусклый звук, светло-кремовый цвет, массу.
Отличительные особенности
Теперь подробнее о том, как распознать или как выглядит терракота. Этот вид керамики обычно доступен по цене. Но часто за фарфор выдают качественный фаянс. Поэтому знание особенностей и отличий будет полезно неопытным любителям дорогой керамики. Визуально фарфор тоньше, белее, плотнее, изящнее и обязательно пропускает свет.
Фаянсовая посуда тяжелее фарфоровых аналогов, а снаружи гладкая, полностью покрыта глазурью. Его обжигают один раз и при температуре ниже, чем у фарфора. Фарфор, уже покрытый эмалью, снова обжигается. Глазурь тает от высоких температур, и чтобы посуда не прилипала к подставке, ее очищают снизу. Поэтому внешние края фарфора всегда шероховатые на ощупь. Когда он ударяется о край терракотовой посуды, он издает глухой звук, для фарфора звук высокий и постоянный.
Российский фаянс
Гончарные изделия появились в России в 17 веке. Однако тогда изделия изготавливались из майолики, которая очень напоминала майолику. Производство быстро развивалось, и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры пользовались большим спросом на посуду.
В 19 веке на полках магазинов находили в основном белые продукты. Еще одна тенденция — окрашенные в синий цвет полутерракотовые плиты. Его создавали фабрики Гжели и продавали на ярмарках.
Впоследствии изображения стали наносить на посуду из материала. Первыми ее изобрели мастера фабрики товарищества Кузнецова. Использовали непрозрачную майолику высшего сорта, украшали ее всевозможными рельефами, мотивами и цветной глазурью. Именно эта советская майолика пользовалась большим спросом у простых жителей страны. Продукция отличалась экономичностью и высоким качеством отделки. Впоследствии предприятие дважды переименовывалось: сначала в «Завод имени М.И. Калинина», а затем в «Завод Конаковской майолики».
Конаковский фаянс
Это одно из первых предприятий по производству посуды, основанное в 1809 году в городе Конаково Тверской области.
Деятельность фабрики сразу же возросла. Он славился сочетанием интересных и красивых форм, высокого качества и невысокой стоимости изготовления. Однако вскоре фабрику купил фармацевт и предприниматель А.Я. Ауэрбах. И все шло хорошо, предприятие увеличивалось в размерах, принимало заказы из императорского дворца. Но когда хозяин умер, наследники не смогли удержать завод на плаву, и дела пошли в упадок.
В 1870 году завод купил Матвей Кузнецов, не побоявшийся взять на себя все долги и обязательства. Кстати, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод стал членом «Товарищества фарфора и майолики М.С. Кузнецова». Эта компания быстро росла. Керамические материалы нашли применение в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, посуда, чайники и тарелки, а также целые услуги.
После революции и прихода Советской власти все заводы, в том числе и этот, были национализированы.
8 сентября 1923 г он был переименован в М.И. Калинина. А в 1929 году — на Конаковском фарфоровом заводе.
Сегодня компания полностью заброшена и признана банкротом.
Только компания «Конаковский фаянс» работает на базе художественной мастерской.
Но, несмотря ни на что, конаковская майолика считается одной из лучших. Он очень разнообразен, подходит для любого дома, любого интерьера. Ассортимент состоял из сотен наименований, которые невозможно перечислить.
Семикаракорский фаянс
Впервые эта продукция увидела свет в 1972 году, когда открылся цех в городе Семикаракорск Ростовской области. Это дело открыл Н.С. Арабский. Он решил превратить обычную гончарную мастерскую в гончарную, где обычная посуда изначально изготавливалась самой примитивной краской.
Затем мастерская стала искать свой стиль и колорит. Все началось с майолики. Покрыли этот материал плотной глазурью разного цвета, нанесли рельефы разной тематики. Арабиан понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе над созданием качественной продукции. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области живописи, что характеризовало бы советскую майолику Семикаракорска. Они плодотворно работали, изучили всевозможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли другие художники и начали работать вместе.
В итоге мы пришли к выводу, что стоит красить изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Раньше этот прием нигде не применялся. Идея понравилась режиссеру, и вскоре был открыт раздел ангобовой живописи, руководитель которого — В. Ткач.
Семикаракорская майолика славилась яркой и многогранной росписью, включающей сцены из жизни ростовских казаков, а также знаменитыми орнаментами в виде букета, где всегда присутствовал центральный цветок.
Фаянсовая сантехника
В последнее время все большую популярность приобретает кафельная сантехника. Его производство происходит по иной технологии, нежели изготовление тарелок или фигурок. Для создания высокой прочности материала изделия покрывают специальной эмалью. При правильной и бережной эксплуатации терракотовая сантехника может прослужить долго, при этом при покупке будет выглядеть так же, как и при покупке.
Фаянсовая посуда: состав и качество
Качество терракотовых изделий зависит от сырья и приготовления. Котто котто отличается хрупкостью, плотностью и пористостью.
По качеству и соотношению компонентов выделяют 4 вида терракоты:
- Лайм. В состав помимо белой и кварцевой глины входят доломит и гипс. Изделия этого состава подвергаются легкой термической обработке;
- Твердый. Вид майолики, наиболее устойчивый к механическим воздействиям. Изделия этого типа подвергаются термообработке при высоких температурах;
- Мягкий. Отливки добавляются в обычный состав, который при термообработке образует легкоплавкие соединения;
- Полевой шпат. Помимо белой глины и кварца добавляется полевой шпат.
Итак, разные составы и способы приготовления позволяют изготавливать продукты с разными характеристиками.
Котто котто отличается хрупкостью, плотностью и пористостью.
Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда
Терракота — очень популярный вид кухонной утвари. Сегодня ни один средний дом не обходится без терракоты.
Наиболее распространены среди потребителей следующие устройства:
- Набор закусок и блюдца для второго блюда
- Посуда для сервировки хлеба, бутербродов и выпечки
- Глубокие чаши (большие чаши)
- Салатницы, салатники и тарелки разного диаметра
- Десертные чашки разных размеров и диаметров
- Круглые плоские тарелки для подачи нарезки из мяса и овощей
- Чайники и чашки разных размеров
- Бульоны с крышкой
- Кофейники и чашки
- Молочники, банки, сахарницы
- Суповые чашки
- Чашки и миски
- Чаши для соусов и др.
Преимущества терракотовой посуды:
- Бюджетный
- Относительное сопротивление по сравнению с глиной или терракотой
- Практичен в повседневном использовании и хранении
- Красивый внешний вид благодаря использованию подглазурных декораций
- Высокая теплоемкость таких предметов, как супницы и чайники
- Экологически чистый и безопасный для здоровья человека.
Что лучше — фаянс или фарфор и как их различить
В этом пункте мы рассмотрим, что лучше — фаянс или фарфор, для посуды из которого материал предпочтительнее.
И фарфор, и майолика обладают рядом характеристик:
- Фарфор отличается легкостью, прочностью, особой красотой и изяществом, способностью долго сохранять тепло;
- Фаянс менее прочен и устойчив к высоким температурам, чем фарфор, он не может долго сохранять тепло.
Фарфоровые изделия прекрасно переносят воздействие высоких температур, терракота от такого воздействия сразу же потрескается.
Фарфоровые изделия прекрасно переносят воздействие высоких температур, терракота от такого воздействия сразу же потрескается.
Чтобы отличить фарфор от терракоты, необходимо аккуратно постучать по изделию. При ударе фарфор издает звонкий звук. Если слегка постучать по терракотовому изделию, он будет издавать глухой звук.
Стоит обратить внимание на наличие глазури на дне изделия. Если есть эмаль, то майолика, иначе фарфор.
Стоит обратить внимание на наличие глазури на дне изделия. Если есть эмаль, то майолика, иначе фарфор.
Оценив качество каждого материала, каждый выбирает, какие тарелки лучше: майолика, керамика или фарфор. При выборе необходимо оценить внешние условия изделия, также стоит учесть, в каких условиях оно будет использоваться, поскольку материалы фаянса, керамики и фарфора имеют свои эксплуатационные характеристики.
Читайте также: Для чего нужен сотейник: как выглядит и что в нем готовят
Преимущества керамической фаянсовой посуды
- терракотовые предметы имеют доступную цену;
- благодаря покрытию эмалью — наносятся разнообразные рисунки, есть прекрасные рисунки на любой вкус;
- из этого материала изготавливается практически вся посуда: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайники и даже фигурки;
- верхнее покрытие защищает посуду от воды, облегчает мытье и чистку, а также предотвращает разрушение структуры предметов воздействием абразивов и моющих средств;
- такой материал, как майолика, отлично сохраняет тепло, горячие блюда внутри не будут долго остывать;
Как делают фаянсовую посуду?
В качестве сырья используются белая глина, каолин и кварцевый песок, а глины становится все больше.
Технология производства
Все ингредиенты перемешиваем до однородной массы. Следует отметить, что изделия создаются двумя способами.
Метод наполнения:
- Готовая смесь заливается в специальные гипсовые формы;
- И они уходят оттуда примерно на сутки;
- Затем делается слепок, после которого можно увидеть готовое изделие.
Метод формования:
- Из смеси вырезаются заготовки необходимого размера;
- Затем их помещают в формы и быстро вращают. Это позволяет равномерно распределить состав и получить будущее изделие.
Независимо от выбранного способа на будущей чашке или тарелке выравниваются края, затираются швы и создается гладкая поверхность.
Следующим шагом будет сушить посуду. Для этого его помещают на сутки в сушильную камеру при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, продукт становится меньше и становится белым.
После этого осуществляется приготовление. В отличие от фарфора, в терракоте используется температура, не превышающая 1200 градусов.
После этого посуду украшают, обмакивая в белую глазурь. Для второго обжига их помещают в печь при температуре не выше 1000 градусов.
После этой процедуры глазурь становится прозрачной, цвета более яркими, а пластины более стойкими.
Уход и хранение столовой фаянсовой посуды
В магазинах необходимо выбирать фаянс и другие фаянсовые изделия, особенно если речь идет об антиквариате. Сначала вам будут предоставлены сертификаты подлинности товара. Во-вторых, неизвестно, где хранились эти предметы, поэтому они могут потерять внешний вид или даже быть опасными для здоровья.
- При стирке соблюдайте основные правила. Вместо моющих средств отдавайте предпочтение обычной пищевой соде, она справится с загрязнениями и не повредит покрытие изделий, вернет им былый блеск и блеск.
- Если пятна не удаляются, добавьте в воду немного нашатырного спирта. Необязательно протирать поверхность жесткими губками, они портят глазурь.
- Температура воды должна быть горячей, нельзя допускать резких перепадов.
- Чтобы не повредить рисунки на поверхности, переносите тарелки кусочками бумаги, ткани или салфетками.
- Не помещайте продукты в микроволновые печи или посудомоечные машины.
Спрос на фаянсовую посуду с годами только рос. Обладает широким спектром достоинств, практически не уступая фарфору и стеклу.
Ассортимент
Наиболее распространены среди потребителей следующие устройства:
- Набор закусок и блюдца для второго блюда.
- Посуда для сервировки хлеба, бутербродов и выпечки.
- Десертные чашки различных размеров и диаметров.
- Глубокие миски (большие тарелки).
- Салатные тарелки, салатники и тарелки разного диаметра.
- Круглые плоские тарелки для сервировки кусков мяса и овощей.
- Чаши с соусом.
- Суповые чашки.
- Бульоны с крышкой.
- Чайники и чашки разных размеров.
- Кофейники и кофейные чашки.
- Чашки и миски.
- Молочники, банки, сахарницы и т.д.
Как отличить фаянс от фарфора
Многие не знают, чем фарфор отличается от терракоты и часто путают, хотя между ними есть некоторая разница. Изделия из терракоты отличаются низкой степенью белизны, увеличенной толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые изделия отличаются мягкими формами. По сравнению с фарфором терракота не способна долго сохранять тепло. К тому же такие изделия не выдерживают высоких температур. Если посуду мыть в горячей воде, она может треснуть. Поэтому во многих случаях практичнее использовать столовые приборы из фарфора.
Чтобы понять, чем фарфор отличается от терракоты, можно сравнить изделия из этих материалов. Первое и важное отличие — это звучность объекта. Нужно слегка постучать по краю тарелки. Фарфор будет издавать долгий отчетливый гул. При этом майолика будет резонировать с глухим звуком.
Также определить майолику можно по внешним характеристикам. Горшки из этой керамики вообще не пропускают свет. Это связано с тем, что продукты готовятся при относительно невысокой температуре. Одно существенное отличие — гладкая нижняя поверхность пластин. Иногда можно увидеть небольшие углубления, образовавшиеся во время выстрела. Для сравнения, дно фарфора всегда шероховатое.
Обладателям фаянсовой посуды следует быть внимательнее и следить за ее состоянием. При появлении трещин пользоваться такими продуктами не рекомендуется, так как болезнетворные бактерии проникают в поры фаянса и могут спровоцировать развитие различных заболеваний.
Плюсы и минусы
По сравнению с фарфором терракота считается менее стойкой. Но есть ряд весомых аргументов, благодаря которым популярность наборов из этого материала все больше растет. Сертифицированная по всем требованиям и нормам ГОСТ, столовая из майолики обладает высокими гигиеническими свойствами, не впитывает запахи пищи, легко и просто чистится, не подвергается деформации. Благодаря доступности и разнообразию дизайна внешний эстетический вид постоянно улучшается. Широкий ассортимент терракотовых изделий. Это элементы чайно-кофейных сервизов: чайники, чашки, блюдца, розетки, молочники, сахарницы, карнавальные и так далее.
Посуда: посуда для первых и вторых блюд, для закусок, для десертов, для хлеба, плоские тарелки разного размера для овощей и мяса, подливки, салатники, сельдь, приспособления для специй и соли, вазы и многое другое.
История материала
Создание этого материала связано с Древним Египтом. По имеющейся информации, изделия из терракоты производились еще в древности, в пятом тысячелетии до нашей эры, в таких регионах, как Месопотамия и Египет. Однако нужно сказать, что способ приготовления и состав в древности отличается от современных представлений. Например, египетская глиняная посуда изготавливалась из такого сырья, как кварцевая галька, с добавлением следующих ингредиентов: извести, соды, меди и других минералов.
Рецепт изготовления майолики пришел в Европу еще в 16 веке. Изначально она называлась «майолика» и производилась в городах Италии, например в Урбино, Губбио или Фаэнце. Позже, когда метод производства настоящих терракотовых изделий был усовершенствован, их производство стало известным во французском городе Сен-Порше.
На территории России фаянсовая посуда стала производиться двумя веками позже. В Москве на фабриках живописцы занимались покрытием майолики эмалевыми красками, эмалями разных цветов. Кроме того, умелые мастера изготавливали тарелки с тиснеными мотивами, а также покрывали орнаментами и орнаментами с помощью печати. Широкую известность получила терракота с голубыми узорами и золотой краской.
Путь изготовления
Фаянсовая смесь всегда содержит в своем составе большое количество глины. Сам раствор готовится путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (борода).
Изделия изготавливаются методом литья или литья в зависимости от формы объекта. Процесс литья следующий: шликер (майоликовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутри которых создается оттиск изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах около суток. Затем снимается слепок, который может состоять из нескольких частей, и появляется готовое изделие. Он по-прежнему хрупкий и всегда больше оригинала.
Способ формования разный. Из смеси нарезают кусочки нужного размера. Впоследствии эти детали помещаются в специальные формы и начинают быстро вращаться в автоматическом режиме. При вращении вся майоликовая смесь равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом, запланированный продукт «появляется». Этот метод обычно используется для изготовления объемных предметов: супниц, чашек, мисок, ваз и так далее.
Все товары должны проходить проверку вручную. Края совмещаются с предметами, все литейные и формовочные стыки протираются влажными губками, создавая идеально ровную поверхность.
Затем керамические изделия помещают в специальные корзины и закатывают в сушильной камере около суток. При температуре 50 градусов вся лишняя влага уходит из земляной массы. Высохший материал белеет и сжимается в объеме (хотя и немного).
Следующий этап — приготовление при температуре не выше 1200 градусов. Затем раскрасьте — вручную или методом печати (декаль). После декорирования фаянсовые предметы полностью погружаются в белую глазурь и снова помещаются в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.
После запекания глазурь становится прозрачной и глянцевой, что придает терракотовой посуде дополнительную прочность и надежность. После высокой температуры краски меняют цвет, становятся более яркими и сочными.
Как выбирать фаянсовую посуду
Выбирая фаянсовую посуду, следует обращать внимание на качество ее поверхности, внутри и снаружи. Он должен быть идеально гладким, ведь малейшие неровности и поры могут скапливать грязь и микробы. Делается это довольно просто — нужно поймать лучик солнца на поверхности тарелки и внимательно осмотреть поверхность. Под таким естественным освещением легко можно увидеть все недостатки.
Считается, что любую посуду, в том числе фаянсовую, лучше покупать от известного производителя. Фирменные компании завоевали большее доверие. В любом случае не стоит покупать посуду своими руками на улице, так как производители поделок позволяют себе использовать токсичные компоненты в составе керамики и красок, украшающих свои изделия. Но посуда — незаменимый атрибут в еде. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем, пытаясь сделать покупку у уличного торговца сомнительного качества. Отдавайте предпочтение более цивилизованным местам ведения бизнеса.
Украшения в виде узоров, росписей, позолоченных краев и других элементов, украшающих профессиональную майолику, необходимо наносить при производстве под глазурь при самых высоких температурах. Благодаря этому изображение не меняется, не тускнеет и не стирается даже по прошествии длительного времени. Кроме того, качественную профессиональную глиняную посуду можно использовать в микроволновой печи. А благодаря особому составу и двойному слою глазури блеск на таких плитах сохраняется надолго.
Больше керамики, хорошей и разной!
Есть много других разновидностей гончарных изделий. Самая качественная терракота с наименьшим количеством примесей непрозрачна. Он белее традиционной майолики и более стойкий. Во всем мире широко известно искусство майолики — шикарная роспись по декоративным предметам и отделочная плитка. Для лучшего распределения краски по поверхности используется высокопористая глина, запекаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная глазурь. Эта глина используется как сырье и сама по себе не имеет ценности.
В некоторых видах керамики можно выделить так называемый твердый и мягкий фарфор. В твердом фарфоре больше каолина, иногда добавляется коровий зола. Мягкий фарфор на самом деле является мягким фарфором и более подвержен механическим повреждениям.
В целом по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевой к дорогой): майолика — майолика — матовая — фарфор.
Конаковский фаянс
М.С.Кузнецов добился большого развития в производстве фаянсовых изделий, которые в 1870 году купил фарфоровый завод в городе Конаково. В основном он выпускал глиняные тарелки с ручной росписью или набивкой. Примерно через 20 лет Кузнецов начал производить полуфаянс, фарфор и керамическую посуду. С середины 1920-х гг. XX века завод стал привлекать лучших художников и мастеров живописи для создания красивых рисунков на тарелках и создания анималистических скульптур. Их работы пользовались спросом, что, в свою очередь, способствовало расширению производства.
Со временем художникам удалось создать определенный стиль для своих изделий: терракотовые предметы, органичные формы, игра с веселой и яркой росписью и струящейся глазурью. Конаковская майолика экспортировалась во многие страны мира. Некоторые продукты надежно хранились до сегодняшнего дня.